Как проходит расстановка? В чем польза для "заместителей"?

Расстановку можно проводить в индивидуальной и групповой терапии. Я опишу, как это происходит в группе. Клиент в течение 15- 20 минут озвучивает терапевту свой запрос, отвечая на вопросы:

-Что я хочу решить?

-Какие фигуры надо включить в расстановку?

-Что и кому я завтра скажу, если почувствую, что расстановка подействовала?

-Кто первый узнает, что моя проблема решилась?

-Кто больше всех обрадуется, если я это решу?

-Кто разозлится (огорчится), если я это решу?

На этапе опроса у клиента уже могут произойти некоторые осознания для выхода из ситуации.

Терапевт, если в группе есть те, кто первый раз на расстановке, объясняет, как она действует. Важно озвучить, что клиент , выбирая заместителей, ставит их на места, согласно своему внутреннему образу ситуации, по которой у него запрос. Заместители будут в ходе расстановки испытывать какие-то эмоции, что-то говорить. Чаще всего это именно те эмоции, которые испытывают реальные участники событий из истории клиента. В этом и есть суть системно-феноменологического подхода, разработанного Бертом Хелингером на основе наблюдений из его практики и анализа практики других направлений психотерапии.

Далее в процессе накопления опыта расстановок было выявлено, что заместительское восприятие действительно отражает восприятие реальных людей. Если в группе есть участник, который плохо себя чувствует- ему можно сказать, что он может отказаться от роли заместителя, если захочет. Для роли заместителя не нужно актерских способностей, в этом нет необходимости для терапии. Заместителем может быть любой выбранный клиентом человек.

Клиент выбирает заместителей и за спиной за плечи ведёт каждого по очереди в пространстве зала и ставит там, где пожелал. Далее по просьбе терапевта, клиент садится на стул так, чтобы видеть лица большинства участников расстановки. На этом этапе клиент видит тот образ из заместителей, который есть в его душе. Наглядность расстановки позволяет клиенту увидеть что-то новое в своей ситуации.

Далее терапевт опрашивает заместителей об их чувствах на этих местах. Но слушая их, постоянно держит в поле зрения клиента, чтобы понять, на какие фигуры и высказывания тот острее реагирует.

Затем терапевт просит заместителей изменить свое место в пространстве, если есть желание или импульс переместиться. Снова идет обратная связь от клиента и заместителей. Это тот образ ситуации, который есть на самом деле, чаще всего он отличается чем-то от образа в душе клиента. Клиент встает на свое место в расстановку, тут интенсивность эмоций и у него и у заместителей меняется.

Далее терапевт, согласно полученной в расстановке информации, восстанавливает порядок в системе, перемещая некоторых заместителей на их законные места. Заместителей и клиента в наиболее напряженной линии расстановки терапевт просит произнести «освобождающие» фразы, которые возвращают благодарность, уважение, прощение и другие чувства в зависимости от запроса клиента и хода расстановки.

Расстановка заканчивается либо когда клиент сделал глубокий выдох, говорящий о высвобождении чувств и обретении клиентом сил. Или на моменте истощения энергии клиента в решении запроса, например, если терапевт видит, что клиент не готов сделать следующий шаг. Это состояние тоже является ресурсным, т.к. не получив силу, клиент продолжает поиск решения после расстановки. А проведенное упражнение дало почву для размышлений и новую картину ситуации.

После действия идет сбор обратной связи от группы. Кто что почувствовал, с чем это связано? Если заместители не могут освободиться от роли, например, продолжая испытывать какое-то тяжелое чувство, то терапевт беседует с ними в круге группы, помогая прийти в себя, что-то осознать о своей ситуации, почувствовать свою отдельность от истории клиента. Задача  терапевта отследить эффект расстановки для всей группы, а не только помочь клиенту.

В группе может за одно занятие проходить несколько расстановок. Опыт заместителей ценен для лучшей осознанности и в приобретении навыка отделения от чужой информации. Вы научитесь, помогая другому, участвуя в его расстановке, помогать себе, не беря чужое к себе в жизнь.




Что интересного на портале?