Кто из нас не любит побыть в одиночестве? Почитать, посмотреть фильм, спокойно пройтись по парку или просто побездельничать, лежа на диване. Мы получаем большое удовольствие от таких моментов, отдыхаем, упорядочиваем свои чувства и мысли, можем отвлечься от рутины и помечтать. Почему же ребенок на нашу просьбу поиграть самостоятельно или найти для себя интересное занятие может ответить отказом и сакраментальной фразой: «Я хочу с тобой»? Почему перспектива провести наедине с собой какое-то время вызывает тревогу и растерянность?
Пока ребенок совсем маленький, он находится в блаженном слиянии с мамой, и практически не отличает себя от нее. Он полностью зависит от мамы, она тот человек который обеспечивает его всем необходимым, и физически, и эмоционально. Это очень важный опыт, влияющий на развитие. Глубокая и прочная связь, дающая чувство безопасности и доверия, напитывает ребенка энергией для того, чтобы он смог стать самостоятельным и независимым. Но для этого ему придется покинуть то райское место, где он и мама были одним целым.
Когда малыш подрастает, он постепенно начинает воспринимать себя как отдельную личность. Но этот процесс совсем не простой, хотя ребенок уже кое в чем самостоятелен и научился многим вещам. Он будто качается на эмоциональных качелях, то хочет все делать сам и не позволяет себе помогать, то вдруг «разучивается» и беспомощно хнычет, призывая близких все делать за него. Кто из родителей не сталкивался с таким противоречивым поведением ребенка? Но только так, приближаясь и удаляясь, ребенок может достигнуть психологической автономии.
Чтобы ребенок мог занимать себя самостоятельно, он одновременно должен осознавать себя как отдельное существо и чувствовать крепкую связь с мамой. Если маму не нужно все время «стеречь», можно свободно погрузиться в игру, в фантазии, в творчество. Ведь в большинстве случаев дело не в том, что ребенок не может ничего придумать, а в том, что ему неуютно в одиночестве. И все его «я не знаю, что мне делать» и «мне скучно», на самом деле означают «побудь со мной, мне так спокойней».
Многие мамы ждут не дождутся момента, когда ребенок на какое-то время будет предоставлен сам себе, и это нормально. Все мы периодически нуждаемся в уединении, и нам нужно свободное время для отдыха и своих дел. И если ребенок не готов признать, что вам нужно побыть какое-то время без него, необходимо помочь ему справиться с тревогой. Показать, что быть одному вовсе не наказание, а большое удовольствие. Как это сделать? Для начала предложите ему поиграть самостоятельно, но не покидайте пространство в котором он находится. Не комментируйте и не вмешивайтесь, просто давайте понять, что вы рядом и вам приятно видеть, как он играет. На просьбы ребенка включиться попробуйте сказать: «Мне важно, чтобы ты научился играть сам, а я побуду рядом, я вижу как ты играешь. У нас с тобой будет время, чтобы поиграть вместе». Если вашему ребенку удалось на какое-то время увлечься игрой, обязательно дайте знать, что вы это заметили. Он должен знать, как вас радуют моменты его самостоятельности.
Купите ему детскую палатку или игрушечный домик, научите строить «пещеру» из одеял и диванных подушек. Скажите, что это место только его, он может забираться туда, когда захочет. Никто не может залезать туда без его разрешения. Он может устроить в этом домике все так, как ему нравится, взять туда игрушки и книжки. Создание такого особого пространства заинтересует ребенка и поможет ему почувствовать себя взрослее. У него есть свой дом, в который никто не заходит без стука, даже родители! Так он откроет для себя приятную сторону одиночества, возможность распоряжаться своим временем и пространством.
Когда ребенок начнет чувствовать себя спокойно в уединении, его способность самостоятельно придумывать игры и занимать себя заметно возрастет. Почему? Потому что тревога и необходимость постоянно «проверять» маму перестанут блокировать его воображение и оно заработает в полную силу. Он откроет, что у него есть собственный мир, и он внутри. Мечты, фантазии, размышления, интересные задумки, если ребенок чувствует себя спокойно, психологически безопасно — он настоящий творческий фонтан. Он сможет с гордостью демонстрировать вам свои рисунки, поделки, или пересказывать сюжеты игр, которые он придумал сам. Игра с ребенком перестанет быть для вас обязанностью, лекарством от детской скуки, вы сможете играть с ним, когда у вас есть время и желание, а значит в свое удовольствие.
Советы родителям:
– Не ожидайте, что ребенок будет занимать себя сам, потому что вы ему так сказали. Большинство детей нуждаются в родительской поддержке, чтобы научиться играть и заниматься самостоятельно.
– Вдохновляйте его. Наблюдайте за ним на расстоянии и, когда заметите, что у него что-нибудь получилось, обратите на это внимание. Похвалите его постройку, уют в кукольном домике или правильно собранные паззлы.
– Если видите, что ребенок «забуксовал», помогите ему найти занятие. Иногда, оставаясь в одиночестве, он не знает, чем можно заняться. Он чувствует себя растерянным перед горой игрушек, ему сложно сделать выбор. Не настаивая на определенной игре, помогите ему выбрать занятие, задавая вопросы в игровой форме. Он наверняка подхватит одну из ваших идей, и у него сразу же появится желание поиграть.
– Проявляйте интерес к играм ребенка. Для того чтобы помочь ему, вам нужно уверенно ориентироваться в его игрушках и иметь представление о его предпочтениях.
– Если вы вовремя позаботитесь о научении своего чада самостоятельности и автономии, в школе будет значительно проще. Вам уже не придется часами убеждать его, что приготовление уроков и сбор ранца его дело, а не ваше.