В своей прошлой статье я уже писала об использовании убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями.
В этой статье я продолжу эту тему и опишу технику для использования схожих убеждений других людей в работе с дисфункциональными убеждениями.
В своей работе психотерапевт может предложить клиенту (пациенту) вспомнить человека, обладающего схожим дисфункциональным убеждением. Так, клиент (пациент) может заметить искажение в убеждении другого человека, а затем примерить этот факт к своему собственному убеждению.
Примером может быть клиент (пациент) убеждение которого звучит следующим образом:
1.Психотерапевт задает вопрос клиенту (пациенту):
Знаете ли Вы человека, который имеет убеждение, схожее с Вашим?
Клиент (пациент): да, моя близкая подруга уверена в этом. Она целыми днями учится, так же, как и я.
2. Психотерапевт уточняет, насколько верно убеждение "Если я не буду упорно трудиться, меня постигнет неудача"? к его подруге.
Клиент (пациент): Не совсем верное, ведь оно умная и ее никак не назовешь неудачницей.
3.Психотерапевт продолжает раскрывать убеждение клиента (пациента) и уточняет насколько оно верно по отношению к подруге:
Может она считает, что только оценка в пять баллов может означать отсутствие провала.
Клиент (пациент): Именно так.
Психотерапевт: А что думаете об этом Вы?
Клиент (пациент): Если она получит четверку, это не самая высокая оценка, но определенно не провал.
4. Психотерапевт предлагает клиенту (пациенту) предложить иную идею.
Психотерапевт: Как может звучать идея, которую Вы можете предложить своей подруге?
Пациент (клиент): Нужно стремиться к учебе на отлично, но при этом стоит помнить, что если это не удается – это не провал и не поражение.
5. Психотерапевт уточняет, насколько эта идея подходит самому клиенту (пациенту).
Психотерапевт: Подходит ли Вам эта идея?
Клиент (пациент): Да, подходит.
6. Психотерапевт предлагает сформулировать клиенту (пациенту) повторно это убеждение.
Клиент (пациент): Если у меня не получается учиться на одни пятерки – это не провал, хотя я продолжаю считать, что должен прикладывать для учебы усилия и упорно трудиться.
7.Психотерапевт уточняет: Вы согласны с тем, что если вы не будете выполнять все на «отлично», Вы не потерпите при этом поражение?
Выполнение этой техники также можно заменить вопросом:
Продолжение этой темы следует…