Выбор профессионального пути.
Долгое время считалось, что человека можно рассматривать по его отдельным функциям, без учета и его целостной организации. Действительно, частично мы получили представление о человеке по отдельным сторонам его психики, физиологии, социальному статусу. Но это был узкий взгляд на человека, как на функционера который даже не пытается влиять на ход событий своей жизни.
Современные концепции развитие личности провозглашает высшей ценностью каждую отдельно взятую индивидуальную жизнь. На передний план выдвигается идея самореализации личности как необходимое условие ее психического и социального здоровья. Появилось такое понятие: "психология жизненного пути", который складывается из двух составляющих:
- профессиональная карьера;
- личная жизнь, семья.
Выбор профессионального пути - это длительный, зачастую многолетний процесс активного самоопределения, и в какой-то момент этого процесса у человека может возникнуть потребность в компетентной психологической профконсультации.
Таким образом, под процессом профессионального консультирования следует понимать помощь в самоопределении на профессиональном пути, а не просто выбор той или иной специальности. Тем более что нет необходимости правильно "угадывать" одну профессию: на разных этапах жизненного пути для человека могут быть актуальны разные виды деятельности.
Возникновение и развитие профессиональной ориентированности у человека предопределено целым рядом факторов.
В профконсультировании можно выделить следующие аспекты, значимые для личности при выборе профессии:
- духовные потребности;
- жизненные ценности и влияние социума;
- психологические и психофизиологические особенности личности.
Выбор профессионального пути - это витальная проблема, которая встает перед каждым, это выбор образа жизни, выбор судьбы.
В поисках своей профессиональной ниши человек, сознательно или бессознательно, ищет ответы на следующие три вопроса:
1. духовный уровень.
Зачем? Ради чего? (действовать)
Труд как спасение души человека, его нравственное самосовершенствование, труд оказывают влияние на всю полноту его жизни.
2. Социально- психологический уровень.
Чего я хочу достичь?
Труд как самореализация, форма социальной ответственности личности. Теоретик, который может обобщить свой профессиональный опыт и передать его другим.
3. Психологический и психофизиологический уровень.
Как? (действовать)
Труд как способ производства материальных и духовных благ, зарабатывание денег, Эксперт своей сфере деятельности.
Исходя из этой концепции, я думаю, что задача психолога в профконсультировании состоит в следующем:
- определить профессиональный психологический тип личности;
- определить соответствие профессионального типа личности выбранной ею профессиональной среде;
- активизировать духовную сферу личности.
Но ни в коем случае не заниматься выбором профессии для клиента. Слишком велика мера ответственности консультанта перед личностью и обществом. Психолог должен помочь клиенту найти ответы на вопросы "почему?"и "как?", но на вопрос "зачем?" должен ответить сам клиент.
В поисках психологической защиты клиент готов возложить на консультанта ответственность за это действительно судьбоносное решение, так как понимает всю важность выбора и боится ошибиться. Он готов отдать самое большое сокровище - свою свободную судьбу. Думаю, что именно это Эрих Фромм называл "бегство от Свободы".