Главенствующие постулаты, во время психодиагностической работы с дошкольниками

Психологическая диагностика в работе с дошкольным возрастом должна быть:

а). Предельно краткой;

б). Адаптированной, под конкретный дошкольный возраст;

в). Понятной, для ребёнка конкретного дошкольного возраста;

г). Удобной в работе, для самого педагога-психолога;

д). В идеале, в том числе, для экономии времени, она должна охватывать практически все сферы личности воспитанника детского сада.

Лучше всего с поставленной задачей справляются пакеты экспресс-методик. Каким, например, является экспресс-диагностика, предложенная педагогами-психологами Павловой Н.Н, а также - Руденко Л.Г. В данном пособие, рекомендованном специально для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений представлен целый пласт различных методик, для психологической диагностики личности воспитанника детского сада. Что, следует отметить отдельно, так это то, что в пособии есть удобная разбивка, по возрастным группам, начиная от второй младшей группы детского сада (два-три года), заканчивая подготовительной к школе группы детского сада (шесть-семь лет).

Удобство экспресс-диагностик, в целом, и конкретно этой – заключается в том, что педагогу-психологу не нужно тратить время на поиск определённого инструментария, чтобы произвести диагностику сначала когнитивных способностей дошкольника (внимание, память, речь, умение составлять рассказ по серии картинок, логическое мышление), затем его самооценки, а также – отношения к нему ближайших к нему людей (мама, папа, воспитатели). Для изучения самооценки, например Павлова и Руденко предлагают использовать методику «Лесенка». – Дошкольнику предъявляется инструкция следующего рода: «Сейчас мы с тобой поиграем. Игра называется «Лесенка». В ней, на самом верху, вот здесь (педагог-психолог показывает где именно) – находятся детки послушные, примерные, те, которые себя всегда хорошо ведут. На нижней части лесенки – те, кто ведёт себя плохо, никого и никогда не слушаются. Хулиганы – одно слово. В середине – находятся те детки, которые могут хулиганить, а могут вести себя хорошо. Всё зависит от случая. Скажи, пожалуйста, на какую бы ступеньку бы поставил ты себя сам? А на какую бы поставила тебе твоя мама? А папа? А воспитатель? А другой воспитатель?»

Также, для обработки результатов диагностического исследования, в данном экспресс-диагностическом пособии есть удобные бланки, как на каждого ученика, отдельно, так и на всю группу, в целом. Что в значительной степени оптимизирует рабочий процесс педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.

Перед началом психодиагностического исследования воспитанника детского сада, необходимо установить контакт. Первичный контакт – залог успешной работы, в будущем. Педагогу-психологу не пристало быть профаном в столь деликатных вопросах. Несмотря на то, что вопросы для первичной беседы имеются почти в каждом экспресс-диагностическом пособии. И то, о котором шла речь выше – не исключение также. Есть также и общие рекомендации, касательно методики проведения первичного интервью. В труде И. Шванцара «Диагностика психического развития» рассмотрены основные общие рекомендации к проведению такого интервью, с воспитанниками детского сада. Как правило, почти все подобные интервью в своём роде имеют следующую структуру:

  • Введение. На этом этапе происходит непосредственное привлечение ребёнка к сотрудничеству, создание благожелательной, располагающей для дальнейшей работы атмосферы;
  • Поток сознания ребёнка. – Имеются в виду его неконтролируемые высказывания. Прерывать, особенно в момент первой встречи, ребёнка не следует. Это может негативным образом сказаться на общем уровне доверия к педагогу-психологу, в целом, а также – отказ от дальнейшего психодиагностического обследования. Да, ребёнок может отказаться выполнять то, или иное задание. Равно, называть педагога-психолога просто по имени. Но, педагог-психолог должен чётко, тем не менее, ставить границы, не позволять манипулировать собой ребёнку. В конце концов, ребенок в саду – один. Дошкольник.
  • Вопросы общего характера. Например, такие как: «Расскажи, пожалуйста, что-нибудь о себе», «Расскажи, в какие игры ты любишь играть?» «Нравиться ли тебе ходить в детский садик?» и т.д. и т.п.
  • Подробнейшее исследование;
  • Чтобы у ребёнка не создавалось чувства напряжения, после проделанной работы – необходимо поблагодарить ребёнка, за проявленную работу. А также за то, что не без его помощи, а именно благодаря ему – педагогу-психологу удалось закончить свою работу.
  • Обращаться к ребёнку надлежит только по имени. Никаких фамильярностей!

Ребёнок способен воспринимать несколько разных видов вопросов. Например,

А) Прямые, которые касаются непосредственно объекта исследования. «Ты любишь конфеты?»

Б) Косвенные. – Имеются в виду вопросы, «с подвохом», которые ставят своей целью намеренное снижение опасности внушения. «Как бы ты поступил, если бы на столе стояла ваза с конфетами?»

В) Прожективные вопросы. – Имеются в виду такие вопросы, кои могут сочетаться с принадлежностью дошкольника с той, или иной группой, или каким-то определённым, весьма конкретным лицом. Например: «Скажи, дети любят конфеты?»

 Данное интервью не должно быть долгим и тем более – скучным. Следует применять различные варианты интервью, в соответствии с возрастными особенностями оных, а также задачами, которые стоят во главе угла психодиагностического обследования. Допускается использовать для этих целей игрушки, бумагу, цветные карандаши, фломастеры. – Это связано с тем, что дети дошкольного возраста могут испытывать определённого рода трудности, при описании собственных чувств, эмоциональных состояний. Нередко им проще изобразить то, что они чувствуют на листе бумаге, с помощью подручных средств. Или же – в игровой деятельности.

Следует также заметить, что каждый ребёнок является индивидуальным. И вышеописанные принципы относятся к среднему дошкольнику. Но, есть масса факторов, о которых не стоит забывать: тревожный, или нет данный ребёнок, следует предварительно узнать информацию о его родителях, о поведении ребёнка на всевозможных занятиях. И в разное время дня. Понаблюдать за ребёнком, во время прогулки и свободной игровой деятельности, с другими ребятами. – Таким образом, педагог-психолог сможет более детально познакомиться со своим будущим маленьким клиентом, будет иметь представление об определённых особенностях личности дошкольника.

Также, необходимо взять во внимание, что ребёнок может отказаться идти на контакт во время первой встречи, тем более, если Вы, как специалист – абсолютно новый для него человек.


Что интересного на портале?