Гиперактивный ребенок — что делать родителям?

В последнее время мы чаще слышим о таких явлениях, как детская импульсивность, гиперактивность. Что это такое? С чем это едят? Что делать родителям в этом случае? И как не путать это с эмоциональностью?

Формула импульсивности достаточно проста. Это — сначала делаю, потом думаю. То есть, мгновенная реакция на любой раздражитель. Как это происходит? Это происходит тогда, когда система возбуждения (у нас есть две системы: система возбуждения и система торможения). Когда система возбуждения преобладает над системой торможения. И это явление в принципе нормально для детей младших классов или дошкольников. Примерно до 7-8 лет это явление нормально. Учителям и воспитателям это не удобно, такие дети некомфортны.

Есть такие случаи, когда импульсивность зашкаливает и есть случаи, когда не проходит вообще. Скажем, к определенному возрасту она просто никуда не исчезает. То есть, вот это умение подавлять импульс, оно в принципе, должно развиться к определенному возрасту, но почему — то у многих людей не развивается.

Определенно это навык, как любая психическая функция, она формируется при каких-то специальных условиях. То есть, это как приспособительная реакция по каким-то меняющимся условиям. И если эти условия не создаются для конкретного ребенка, то, соответственно, навыка не получается. Он не приобретает своего необходимого навыка. Что делать в этом случае родителям?

Пример

Приведу классический пример. Мама говорит по телефону. Именно в это время ребенку необходимо ее внимание, именно в этот момент он начинает задавать какие-то вопросы и требовать внимания. Что делает заботливая мама? В хорошем смысле заботливая, но не понимающая ничего про импульсивность. Что она делает? Она говорит : «Я тебе перезвоню», закрывает телефон и спрашивает ребенка, что он хочет.

Что в этой ситуации произошло важного для ребенка? Мама не создала условий, при которых гиперактивный ребенок научился бы терпеть и ждать. И вот это вот умение отсрочить импульс, отсрочить реакцию: «Подожди, потерпи, не сейчас, потом». То есть от должен уметь совершать над собой какие-то усилия. Если мама не создает ему такие условия, соответственно, навык не появляется.

Что должна сказать мама? «Как только я освобожусь, мы с тобой поговорим» С трех лет можно ребенка обучать терпению, пониманию того, что такое терпеть и ждать, совершать над собой какие-то усилия и так далее. Мама должна обозначить и обязательно вернуться потом к ребенку и спросить, что он хотел, потому, что ребенку надо понимать, что родителю это важно, не просто так от него отмахнуться. Если же этого не происходит, навык не создается.

Почему дети так хотят внимания от взрослого, когда взрослый занят чем-то другим? Они хотят именно потому, что это продиктовано инстинктом самосохранения, чтобы они их не забыли. Чтобы понимать, что о нем, о ребенке, не забыли, что он во внимании родителя, он должен в этом убедиться. И достаточно убедиться один раз. Если попытки продолжаются, нужно просто игнорировать ребенка в этот момент.

В момент проговаривания ребенку о том, что взрослый сейчас занят, и подождать пока освободится. Можно взять его за руку при этом, можно погладить по голове, дать какой-то знак, что я здесь, я контролирую ситуацию, все мое внимание распределено между моим собеседником и тобой и этого достаточно. Дальше уже не повторять. После того, как вы закончили, совершенно независимо от того, что там происходит, продолжает ли он попытки, дергает ли вас. Надо игнорировать.

И потом вернуться к нему с вопросом: «Что ты хотел?»

Советы

Вот некоторые общие советы психолога для родителей такого ребенка:

Если мы действительно столкнулись с медицинской проблемой, то решать ее надо начинать с медицины. Если речь идет о минимальных мозговых дисфункциях и реальной возбудимости ребенка то как правило, невропатолог или нейропсихолог предложит вам определенную нейрокоррекционную терапию. То есть это будут не какие-то жесткие лекарства. Может быть это будет глицин, гомеопатия или успокаивающие травки. В любом случае такой ребенок нуждается в определенной поддерживающей терапии для того, чтобы его нервные процессы приходили в норму. Это во- первых.

Во-вторых, для таких детей очень важен режим. Прежде всего режим сна. Активность такого ребенка должна прекращаться где-то за два часа до сна. Это возможно, если до этого вы приложили все усилия, чтобы измотать его до полусмерти. Нужно так организовывать день, чтобы ребенок выматывался, чтобы он уставал. Усталость должна быть не нервная как при сильном перевозбуждении, не интеллектуальная, а усталость должна быть физическая.

Должна быть достаточная физическая нагрузка. Занятие спортом. Игровые виды спорта, легкая атлетика, футбол. Это ограничение телевизора и компьютера вечером, чтобы не было нервного переутомления. Вечером обязательно что-то спокойное, душ или ванна перед сном. Это обязательно какие- то ритуалы. Например, тихая беседа или чтение, либо спокойная музыка. То есть все то, что предрасполагает к расслаблению, успокоению, засыпанию.

Все эти проблемы решаемы. Было бы у родителей желание, внимание и любовь к ребенку. Какие-то вопросы нужно просто вовремя поднять и вовремя заметить, что ваш гиперактивный ребенок имеет определенные особенности и решать эти проблемы именно с медицинской точки зрения. Что касается воспитания, надо просто также любить такого же ребенка.

Если ни каких медицинских показаний к лечению нет, то его лучше отвести к квалифицированному психологу. Зачастую именно психологи способны помочь родителям и ребенку в этой сложной ситуации.

 








Что интересного на портале?