Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?

Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?

Нарушение импульс-контроля

   Все функции лобной коры  являются важными для саморегуляции и для способности управлять своим поведением. Постепенное биологическое созревание функций идёт на протяжении всего детства и подросткового возраста. Обычно мы обдумываем разные варианты действий, анализируем их возможные последствия. Любой воспитанный человек, в том числе и ребёнок, понимает, что перебивать собеседника не только неприлично, но и приносит ему определённые неприятные ощущения от беседы. Дети же с СДВГ постоянно перебивают, очень нетерпеливы, им трудно ждать подходящего времени для реализации желаний, всё должно осуществляться немедленно, сию минуту. Такое поведение обусловлено слабой способностью притормаживать импульсы. Эксперт в области СДВГ Рассел Баркли считает, что следует дать новое определение этому нарушению, которое включало бы обширную сферу «исполнительной дисфункции».

   Как объясняет Баркли, эта дисфункция вызвана неспособностью контролировать себя сегодня, с тем чтобы воспитать навыки, необходимые в будущем. Нет одной единственной части человеческого мозга, которая исключительно отвечает за эту регуляцию. По всей видимости, наши лобные и предлобные доли функционируют в значительной степени как наш «главный администратор». Организовывая функции речи и памяти других частей мозга, эти лобные центры принимают во внимание, откуда мы пришли, куда хотим пойти — и как управлять нами, чтобы добраться туда. Самое важное — способность сдерживаться («нажать на тормоз»). Баркли считает, что этот компонент является основным для эффективности исполнительных функций. Умение сдерживать себя относительно отвлекающих факторов — это то, что позволяет следовать плану. Предлобные сдерживающие центры — это те «тормоза», которые дают время на рассмотрение вариантов перед реакцией. Отсутствие сдерживания, по мнению Баркли, это двойная проблема для детей с СДВГ. Первая проблема в том, что они не могут оттормозить отвлекающие моменты, поддаются импульсу и физически реагируют на эти побуждения (гиперактивность).

   Вторая проблема в том, что отсутствие сдерживания не даёт ребёнку достаточно времени для того, чтобы развиться другим исполнительным функциям. Поэтому дети «срываются», не могут дождаться своей очереди, им трудно высидеть урок (особенно если для них неинтересен предмет или он преподаётся монотонно и скучно), что часто вызывает негативную реакцию одноклассников и учителя. По этой же причине им трудно играть (из-за нетерпения нарушают правила), игра сопровождается постоянными спорами и ссорами (слабая способность к самоторможению), их исключают из игры и предпочитают больше не приглашать. Слабая способность у ребёнка к самоторможению является стрессогенной для самих родителей (вернуть ребёнка с прогулки домой; оторвать от игры, чтобы начать делать уроки; ограничить время за компьютером или телевизором, чтобы выполнить просьбу родителей и т. п.). Однако понимание слабости («удлинённый тормозной путь») в этой сфере позволяет осознать необходимость особых подходов и спокойного, методического их применения. Необходимо, чтобы предупреждение ребёнка звучало чётко, неоднократно, с установленным зрительным контактом (например, посмотри на меня, у тебя осталось десять минут, затем ты заканчиваешь играть, идешь мыть руки и садишься ужинать, ты услышал меня, повтори, о чём я попросила?). Необходим и дополнительный внешний контроль (например, самостоятельно выключить после согласованного времени компьютер), постоянное наблюдение за опрятностью (при употреблении пищи, аккуратное и бережное отношение к вещам, своевременная гигиена и т. п.). Понимание особенностей ребёнка с СДВГ позволяет найти дополнительные компенсаторные стратегии, позволяющие эффективно руководить его поведением, спокойно, без отрицательных эмоций взаимодействовать с ребёнком. То есть, импульсивность значительно осложняет детям с СДВГ возможность осмысленно ставить перед собой цели, решать жизненные задачи и проблемы. В этой сфере дефицит самоконтроля детей наиболее ощутим, потому что даже приобретённый отрицательный опыт не предостерегает ребёнка от повторения собственных ошибок (причина — он не успевает применить выводы — реакция возникает быстрее, чем лобная кора успевает воспользоваться «архивом памяти»). Отсюда нарушение прогнозирования, планирования и самоорганизации поведения. Они не успевают ни заглянуть в прошлое, ни спрогнозировать будущее, или, как говорят нейропсихологи, у этих детей «узкое окно внутреннего времени». И одна из причин недостатка самоконтроля в том, что они становятся заложниками «здесь и сейчас» и их деятельность определяется немедленными или очень близкими во времени факторами, которые могут мотивировать их поведение.

   Таким образом, базовый принцип (Романчук О.И., 2010) эффективного и позитивного управления поведением ребёнка с СДВГ заключается в следующем — «мы руководим поведением ребёнка лишь настолько, насколько мы контролируем немедленные следствия этого поведения: желательное поведение должно сопровождаться сильными, частыми, немедленными поощрениями, а нежелательное — такими же наказаниями». Поэтому так важно в занятиях и играх с ребёнком наличие положительной мотивации. Важным здесь является элемент удовольствия. Если что_то доставляет удовольствие, то ребёнок этим может заниматься часами (например, если ты хорошо и своевременно выполнишь уроки, то вечером сможешь выбрать: посмотреть свой любимый фильм или мультфильм; поиграть в свою любимую игру или поиграть с папой в настольный теннис и т. п. — это мотивирует уже сейчас и сегодня).

 

«Недостаточная зрелость функций лобной коры полушарий головного мозга предопределяется биологическими детерминантами СДВГ… Функции лобной коры состоят, в первую очередь, в общем контроле, регуляции поведения человека (исполнительные функции). Лобная кора — своего рода «центральный командный пункт», который на основе анализа и синтеза информации принимает решение и даёт руководство к действию. Значима способность лобной коры временно притормаживать импульсы, что даёт время на прогноз отдалённых последствий своих действий. Созревание исполнительных функций позволяет планировать своё поведение; контролировать внимание (сосредоточиться, сконцентрироваться, произвольно удерживать, переключаться) и управлять своими эмоциями. Недостаточная зрелость лобной коры будет приводить к нарушению разных исполнительных функций, связанных с организацией и регуляцией собственного поведения». Такая концепция была выдвинута Р. Баркли (СДВГ как расстройство самоконтроля).

   Итак, мотивационная сторона деятельности детей с СДВГ страдает, то есть ребёнку не хватает побуждений, чтобы начать деятельность или ее продолжить.

Отрывок из статьи «Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?»

Полная версия статьи -  «Вестник практической психологии образования», МГППУ, №4(37) октябрь—декабрь 2013 



Поделиться:


2017-03-01
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?