Гендерные различия - результат научения

Множество исследований доказывают, что психологические различия между мужчинами и женщинами – следствие социальных и культурных факторов, что эти различия возникают и формируются в процессе особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, под влиянием культурных образцов: это «мужское», а это «женское».

Мальчики и девочки играют в разные игры. Мальчики не должны носить бантики и пользоваться губной помадой, девочки должны носить платья и не решать вопросы кулаками.

Какие качества и функции следует отнести к типично мужским, какие к типично женским? В разных этносах нередко в этом вопросе - разнобой. В Китае заниматься домашним хозяйством должны мужчины, а в некоторых китайских провинциях дело мужчины - нянчить маленьких детей, в то время как женщины в этом время вкалывают на поле. Когда-то общество становится более мужским, и тогда и в мужчинах, и женщинах преобладают мужские черты. Когда-то общество становится более женственным, и тогда естественными почти для всех становятся женские проявления. Современное общество, особенно начиная с 60-х годов ХХ-века, становится все более и более женским.

Так или иначе, что такое мужское и женское, детям объясняют и внушают с детства. Если маленький мальчик носит длинную косу, над ним смеются. Если мама ему объяснит, что "так заведено, что мальчик косу не носят", то он быстрее подчинится социальному давлению на него. Маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать. Девочек превращает в женщин - общество, обучая их этой роли и настаивая на обязательности этой роли.

В таких религиозных общинах на территории Соединенных Штатов, как Римско-Католическая церковь и Церковь Святых Последнего Дня, женщин принуждают следовать традиционным гендерным ролям под угрозой отлучения. А в некоторых протестантских общинах женщин, усомнившихся в необходимости слепого подчинения мужчинам, навещает категорично настроенный пастор, который разубеждает их, показывая в Библии отрывки, подтверждающие подчиненное положение женщины.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг., отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение (French, 1992).

При этом неверно утверждать, что гендерные установки обществом именно "навязываются", а люди им сопротивляются: нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину. Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая и красивая женщина. Чтобы это происходило, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек - как женщин. Если это получается, родители гордятся своими детьми, а выросшие дети гордятся собой и благодарят родителей.

Гендерные стандарты - одна из основ современной цивилизации. При этом кажется полезным, чтобы женщины не замыкались в узком кругу "женских дел" и домашних обязаностей, чтобы они могли выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют, и их осваивать. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности и таланты, которыми обычно владеют женщины, это их также обогатит.


Что интересного на портале?