Эстетика

Эсте́тика (чувствующий, чувственный, от — чувство, чувственное восприятие) — наука о становлении и развитии человеческой чувственности. Основным предметом изучения является эстетическое знание и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (наряду с прекрасным — возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т. д.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении.

Виды и типы эстетического знания

В зависимости от философских взглядов и методологических установок учёных, занимающихся эстетикой, различают эстетику

  • эмпирическую,
  • психологическую,
  • формальную,
  • нормативную
  • спекулятивную.

В зависимости от характера субъект-объектных отношений различают эстетику

  • эксплицитную
  • имплицитную

История эстетики

В древности учёные делали попытки дать решение вопросов, относящихся к области эстетики: Платон (идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетическом), Аристотель (учение о драме и её облагораживающем влиянии на аффекты), ранее — пифагорейцы (выражаемая в числах гармония как основной закон прекрасного), позднее эти идеи если и были развиты, то только неоплатониками (Плотин в своём трактате о прекрасном писал, что красота есть внутренняя божественнодуховная гармония вещей).

В эпоху средневековья эстетика почти не получила никакого развития. Эпоха Возрождения и Гуманизма, а также французские классики возродили и развили античную эстетику. В Англии в XVII и XVII веках возникло психологическое направление эстетики; в Германии в XVII веке эстетика впервые нашла себе точное определение в соответствующих понятиях (эстетика Баумгартена как искусство мыслить о прекрасном, эстетика прекрасной формы у Зульцера, эстетика Канта как учение о чувственном познании), эстетические воззрения великих поэтов Винкельмана, Клопштока, Лессинга, Гамана, Гердера, Гёте, Шиллера), их творчество также способствовали развитию эстетики; синтез той и другой эстетики был целью метафизической эстетики немецкого идеализма XIX века (Шеллинг, Гегель, романтики, Шопенгауэр). Фехнер развивал эстетику как науку о форме, Липпс — как одну из областей прикладной психологии; напротив, Фолькельт понимал эстетическое наслаждение как коррелят произведений искусства и человека.

Развитие теории эстетики в новое время

В настоящее время эстетическое переживание понимается как переживание ценности и рассматривается в рамках философии ценностей. Развитие эстетической мысли в XIX—XX веках порождалось её опорой на различные философские учения: те или иные формы идеализма (Ф. Т. Фишер, В.Соловьев, А.Бретон), позитивизма (Г.Спенсер, И. А. Тэн, Дж. Дьюи), интуитивизма (Б.Кроче, А.Бергсон), антропологического материализма (русские революционные демократы), феноменологии (Н.Гартман, Р.Ингарден, М.Дюфрен), экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер).

Другой аспект эстетических учений этого времени — стремление связать эстетику с той или иной конкретной наукой: психологией (Г.Фехнер, Т.Липпс), физиологией (А.Грант-Аллен, В.Вельямович), психоанализом (З.Фрейд, Ж.Лакан), социологией (М.Гюйо, Ш.Лало), семиотикой (Ч.Моррис, У.Эко), математикой (Дж. Биркгоф) и т.д. Кроме того, эстетически учения этого периода различаются в зависимости от того, какое конкретное направление художественного творчества они теоретически обосновывают — критический реализм (О. Бальзак, русские революционные демократы), натурализм (Э. Золя), символизм (Вяч. Иванов, А.Белый), абстракционизм (В.Кандинский).


Что интересного на портале?