Если статья Вам понравилась и оказалась полезна для Вас не забудьте нажать кнопочку: Сказать спасибо!

Главная задача в психотерапии горя – помочь пережить горе, а не притупить остроту переживаний.

В настоящее время широко распространена концепции Дж.Вильяма Вордена, и начать мне хочется именно с нее. В основе этой концепции лежат четыре задачи, которые необходимо выполнить для проживания горя и утраты:

  • Признать факт потери.
  • Пережить боль потери.
  • Наладить окружение, в котором ощущается отсутствие потери.
  • Выстроить новые отношения к объекту утраты, потери и продолжать жить.

Эти задачи решаются последовательно и вне зависимости от стадии проживания горя. Подробнее с концепцей Дж.Вильяма Вордена Вы можете познакомиться в заметке моего блога: http://www.b17.ru/blog/30363/

 

В работе с горем, потерей и утратой возможна также групповая терапия (в идеале сочетание групповой и индавидуальной)

Работа проводится в соответствии с условными стадиями горя.

  • 1 стадия (шок и отрицание) и 2 стадии (стадия сильных эмоций) очень важны установление безопасной атмосферы и покоя. Описание каждым участником своей утраты в любых подробностях. Необходимо направлять участника, чтобы он называл имя объекта утраты. Цель: рассказать о своей утрате и при этом быть увиденными, услышанными и понятыми.

Очень важно в работе с горем побуждать выражение чувств и осознание их клиентом, процесс их проживания в настоящем моменте «здесь и сейчас» крайне важен.

Важно на данном этапе поощрять слезы, крик и другие проявления эмоции     не прерывать их. Важно, чтобы психотерапевт не боялся этих переживаний и не отстранялся при этом, а был рядом и сопереживал.

Если клиент не рассказывает сам о своей потере, Вы можете задавать ему вопросы об утрате. Они могут быть разнообразными, приведу примеры вопросов: Расскажите мне, что это был за человек? Какие у него были достоинства и недостатки? Если бы он мог быть сейчас здесь, что бы Вы могли сказать ему? Расскажите о приятных моментах в Ваших отношениях? Расскажите, как он уходил. Когда Вы его видели в последний раз? Попрощались ли Вы, если да, то как это было? Что с его личными вещами? Пользуетесь ли Вы ими?

 

  • Начиная с 3 стадии (компромисс, принятие потери и проживание боли) .

Возможно домашнее задание под названием: «Письмо горю».

Суть этого задания – персонификация утраты. Письмо можно начать: «Злое… Огромное… Ужасное… Дорогое горе». Письмо по желанию клиента обсуждается в группе или с терапевтом. В дальнейшем можно написать ответ от имени горя.

 

Также очень эффективен эксперимент «пустой стул», имеющий широкое распространение среди гештальт терапевтов. Клиент представляет, что на стуле напротив сидит объект утраты. Клиент обращается к объекту утраты, при этом отмечает свои чувства и эмоции. В завершении благодарит объект утраты и прощается с ним. Возможно, дальше предложить клиенту пересесть на стул, становясь на время, объектом утраты, и в этом образе обратиться к себе на пустом стуле. В завершении, клиенту возможно поблагодарить объект утраты и попрощаться с ним.

 

Возможно также выстраивание «линии жизни» в хронологическом порядке: сначала рассказ об обстоятельствах, которые предшествовали появлению объекта утраты, рассматривается вся история отношении            с подробным описанием обстоятельств утраты. Возможно рассматривание фотографий, перечитывание писем.

 

Еще один прием «крик о боли» психотерапевт предлагает клиенту кричать, колотить подушку или валик, пинать их и др., чтобы выразить подавленные чувства. Но перед этим их желательно озвучить.

 

Также эффективна арт-терапия боли потери: рисунок, вылепленная фигура, танец, движение, утраченного и прощание с ним.

 

  • На 4 стадии (депрессии)

Крайне важна проработка чувства вины. В случае, если вина не обоснована, следует обратить внимание на ее абсурдность.

Вина – одна из частых причины, из-за которых процесс горевания осложняется.

Вина может быть результатом существования враждебных чувств горюющего к объекту утраты (осознанных и неосознанных).

Например: умерший человек был конфликтным, капризным и деспотичным, но горюющий винит себя за негативные реакции в его адрес и не позволяет себе выражать их. При этом обращает на себя внимание, что горюющий говорит об умершем только с положительной стороны. При этом не озвучивает, что за этим кроется желание искупить свою враждебность. Важно, чтобы горюющий мог говорить об объекте утраты как положительные, так и отрицательные моменты.

  • На 5 стадии (адаптации) главная задача: переключить клиента на повседневные заботы, дела, окружающих людей. Важно оказать помощь в преодоление зависимости от утраты, поиск новых моделей взаимодействия.

Необходимо также учитывать, что иногда склонность к развитию созависимых отношений формируется в зрелом возрасте, как результат потери и непережитого горя.

Это происходит в тех случаях, когда значимый Другой после переживания потери становится сверхзначимым, тогда целью жизни человека, пережившего утрату становится не потерять значимого Другого. Для этого используется гиперконтроль и гиперопека. Возможно также, что целью становится искупление иррациональной вины перед объектом потери, через самонаказание в отношениях с другим значимым, путем чрезмерного подчинения и заботы.

Если в процессе работы с клиентом психотерапевт обнаруживает историю потери, необходимо ее исследовать (выяснить, насколько горе проработано). Самым выраженным признаком непроработанности горя является то, что воспоминания очень ярки эмоционально. Ведь пережитая полноценно потеря вызывает лишь грусть, но не доходит до уровня тоски, депрессии и рыданий.

Психотерапевту при сталкновении с таким феноменом в процессе работы нужно решить, необходимо ли повторное переживание утраты (ре-переживание) или полезнее будет переключить внимание клиента на конструктивные цели будущего.

В своей книге «Кризис созависимых отношений» Е.В.Емельянова пишет:

 

Ре-переживание необходимо, когда:

1. Клиент по каким-то причинам скрывает горе от своего окружения и никогда не проявлял своих чувств.2. Клиент не имел возможности выразить свои чув­ства в полную меру.3. Клиент «завис» на каком-то этапе горя и не может полностью освободиться от переживания.4. Клиент проявляет симптомы острого горя, хотя ут­рата произошла больше полутора лет назад.5. Чувства клиента блокированы, он эмоционально «окаменел». Стимулировать выход эмоций можно через телесно-ориентированные и арт-терапевти-ческие подходы. 6. Клиент потерял близких при особо жестоких об­стоятельствах, например, в результате насилия, военных действий, катастрофы и т д , и при этом испытывает иррациональную вину из-за того, что не смог спасти. Ре-переживание производится с целью проявить абсурдность вины и невозмож­ность преодолеть обстоятельства Внимание! При этих же обстоятельствах могут быть причины, по которым нужно избегать ре-переживания.

Переключение внимания необходимо, когда:

1. Горе является хроническим вследствие особой тяжести утраты (например, потеря ребенка, по­теря сразу нескольких значимых людей) и ре-переживание может усилить травму.2. Из переживания горя извлекается вторичная вы­года в виде отказа от ответственности, отказа от деятельности, получение внимания и т. д.3. Горе предъявляется как оправдание асоциаль­ного поведения.4. Горе является фетишем, фактором принужде­ния (например, все члены семьи должны соблю­дать определенные ритуалы в честь умершего, действовать в соответствии с наставлениями умершего, хотя это противоречит желаниям и по­требностям живых и т. д.).5. Переживание горя становится смыслом жизни, способом структурировать время.6. Клиент потерял близких при особо жестоких об­стоятельствах, например, в результате насилия, военных действий, катастрофы и т. д. Если это произошло несколько лет назад, а клиент про­являет признаки посттравматического стрессо­вого синдрома, тогда ему необходимо не ре-пе­реживание, а специальная реабилитационная терапия.

Ре-переживание может проходить в результате беседы с психотерапевта спонтанно. Когда психотерапевт задает заинтересованные вопросы, в которых раскрываются подробности обстоятельств утраты, значение утраченного, и вторичные утраты (происходящие в результате основной утраты). Для ре-переживания в терапии можно использовать все то, о чем написано выше. Оно может длиться не одну сессию.

Важный, но очень непростой, вопрос в конце психотерапии утраты, ответ на который необходимо найти для полного переживания утраты: Что хорошего Вы имеете в результате Вашей утраты?

И еще раз в заключение процитирую Е.В.Емельянову:

«В жизни ничего не слу­чается просто так. Даже страшные утраты даются нам для того, чтобы мы получили нечто в нашей жизни. Утрата — это предоплата за некие возможности, которые мы можем иметь, пережив ее. Сейчас, когда са­мые острые переживания остались позади, вы можете осмотреться и понять, ради чего вы пережили такое горе. Какие новые возможности у вас появились? Может быть, вы еще не воспользовались ими? Рассмотрите все стороны вашей жизни и прежде всего ресурсы вашей лич­ности. Вы можете не пользоваться появившимися возможностями, «подарить» ваше горе, или максимально реализовать появившиеся ре­сурсы. Главное — понять, каковы они».

 Коллеги, буду благодарна, если Вы поделитесь своим опытом и напишите в комментариях свои приемы и особенности психотерапии утраты.

Читайте другие мои статьи в подборке Горе, потеря, утрата.
В моем блоге Вы можете прочитать статью: Тяжелая утрата и горе. Психологические и клинические аспекты http://www.b17.ru/blog/30072/
Также можете познакомиться с подборками моих статей на темы Созависимость и Гиперопека.
Подписывайтесь на мои новые статьи, чтобы не пропустить их: http://www.b17.ru/nazarova_k/
Если статья Вам понравилась и оказалась полезна для Вас не забудьте нажать кнопочку: Сказать спасибо!

 

 

2016-02-04
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?