Еда и дети, детское пищевое поведение

Если ребенок болеет чем-то знакомым для родителей, то они занимаются «самолечением» - применяют свои и чужие знания, прошлый опыт на свой же страх и риск. В случае с детским поведением и воспитанием ситуация проста и сложна одновременно. В каких ситуациях есть необходимость обратиться к детскому психологу, а когда ее нет, я разберу ниже. И начну с самого простого, на первый взгляд, с еды.

Допустим, что вчера ваш малыш хорошо кушал, все, что вы ему давали, а сегодня отказывается с такой же настойчивостью. Или начинает кушать продукты выборочно, сужая ассортимент до нескольких наименований.

Это нормально. Так у ребенка формируется пищевое поведение, его отношение к еде, его вкусовые пристрастия и потребности. Если в такой момент «отодвинуть» все родительские познания о том «Как должно быть», опасения «Ему не хватает!» и «Он умрёт с голоду!» - то все нормализуется само собой. (Ответьте по-честному, как давно вы видели умирающего с голоду ребёнка в мегаполисе?)

Ребенок биологически устроен так, что в состоянии отрегулировать свое пищевое поведение, изучая продукты, примеряя к себе, выбирая любимые и нелюбимые. Да, это доставит массу хлопот родителям.

В процессе формирования вкусовых привычек категорически запрещено насиловать ребенка едой. Это значит, что недопустимо:

-кормление через силу с удерживанием ребенка и запихиванием еды;

- кормление через развлечения (мультфильмы, песенки, клипы, любые другие действия, отвлекающие от самой пищи);

- кормление строго по часам (пищеварительный аппарат не на столько точен);

- манипулирование через угрозы или поощрения едой («Пока не съешь – не выйдешь», «Доешь – дам десерт»);

- игнорирование особенностей детского организма (например, индивидуальная непереносимость продуктов).

НЕ смотря на обилие запретов, существует такой же список «полезностей». Итак, во время формирования привычек здорового пищевого поведения можно, нужно и полезно:

- предлагать разные продукты, текстуры;

- позволять ребенку играть с едой;

- показывать красоту подачи пищи;

- замечать и предлагать ребенку такой объем пищи, который ему по силам;

- признать и принять факт, что ребенок как отдельная личность имеет право выбора.

 

Обратиться к детскому психологу нужно в случаях:

- тошноты, рвоты, непереносимости комочков или твёрдой пищи на фоне здорового кишечника;

- резкого изменения пищевых привычек ребенка после стрессовых ситуаций, изменений в семье;

- длительного (более 6 месяцев) необычного пищевого поведения ребенка;

- с отсутствующим или чрезмерным аппетитом.

Любое резкое и продолжающееся изменение в пищевом поведении сопровождается как со стороны врачей, так и со стороны детского психолога. Совместная деятельность специалистов поможет своевременно выявить соматическую или психологическую компоненту и скорректировать ее.

Итак, если у вашего ребенка есть необычные привычки в еде, которые вас пугают или настораживают - обращайтесь на консультацию.

Приятного аппетита!








Что интересного на портале?