Дорога в «неслабое» детство

Дорога в «неслабое» детство

Да, невозможно повернуть время вспять, но взаимодействуя с детьми и подростками, мы «заглядываем» не только в свое прошлое, но и помогаем этим мальчишкам и девчонкам  проложить дорогу в Жизнь.  К сожалению, эта  дорога из детства в жизнь у некоторых ребятишек  не всегда бывает гладкой и безопасной.

…Почти месяц прошел, как вернулась из Донецка. Но в памяти продолжают всплывать  лица и звучать голоса  детей, которым судьба  припасла жестокий подарок - войну.  Часто взрослые утверждают, что детство – беззаботное время жизни.  Но глаза донбасских детей  говорят о другом и заставляют задуматься нам, взрослым,  посмотреть  иным взглядом на эту «беззаботность», особенно ту, которая  выпала на годы лихолетья.

Мы, психологи,  участники волонтерской акции ОППЛ «Поддержим героический Донбасс»,  работали  с детьми, у которых погибли родители и с детьми  из неблагополучных семей.  Кто-то из ребят побывал под бомбёжками,  кто-то дрожал в холодных подвалах в ожиданиях тишины, у кого-то на глазах погибла мать или же соседский мальчишка,  кто-то из ребят лишь слышал звуки рвущихся снарядов  и стрельбу из минометов…  Но каждый из этих мальчишек и девчонок  узнали солёный вкус  горя, потери и истошный плач по погибшим.

Дети Донбасса… Они такие же, как и их ровесники из «мирной жизни».  Но глаза наполненные печалью и болью,  выдают безвременно повзрослевших  лет на десять, чем их ровесники, не познавших  ужас  войны.  Это дети с тяжелыми эмоциональными травмами и их последствиями. Однако они  радуются и раскрываются, как подснежники, когда чувствуют заинтересованность, тепло  и участие взрослых в их жизни.

Город Амвросиевка  находится  в 80-ти км от Донецка. Школа-интернат  №4 в Амвросиевке была создана более полувека назад. Сегодня ее воспитанниками являются 127 детей, из них 24 — младшего дошкольного возраста.  Школа  большая и по-домашнему уютная, чистая, светлая, своим теплом отогревает раненые детские сердечки.  Здесь есть все, необходимое  для жизни и развития каждого воспитанника, но главное – это забота, тепло и внимание взрослых, ставших для многих ребят вторыми родителями.

...Большая  аудитория, полностью заполненная  детьми  от младшего школьного возраста до одиннадцатиклассников и вместе с ними их воспитатели,  -  80 пар пытливых и настороженных глаз смотрят в сторону  хрупкой женщины, сидящей за фортепьяно… 

Сюда, в Донбасс,  Инна Силенок привезла  свою музыку, чтоб помочь детям и взрослым справиться со страхами, облегчить  осознание собственных переживаний, увидеть внутренний свет человеческого добра и отпустить горькую печаль. 

На психологическом уровне музыка волнует человека, воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда  счастливые слезы и эмоциональную гармонию.  Музыкотерапия – метод психо-коррекционной работы, средство реабилитации при стрессах и психотравмах.

Звуки, срывающиеся с клавиш фортепьяно, наполняют не только воздушное пространство аудитории, но и открывают двери в мир чувств и эмоций. 

И звучала музыка…  И акварель… И чувства... И единение…  Тишина... И волшебство оживает в детских и взрослых шедеврах     

                                                                                             

Процессом творения были увлечены все от первоклашек до самого взрослого. Виктор Валентинович Васильев – старейшина  школы-интерната, уважаемый педагог и любимец  детей, 53 года своей жизни посвятил воспитанию  и обучению её обитателей. Из его рук сотни мальчишек и девчонок получили путевку в жизнь и напутствие «Творить мир».

И сейчас, слушая  волшебные звуки музыки, в его памяти оживала мелодия собственной  жизни.  Тонкие струны души творили свои шедевры,  заполняя акварелью картину чувств. И ребята, и  их педагоги,  писали музыку,  писали чувства, а в воздухе витала гармония  мирной жизни.    

                                                                     

                  

После рабочего дня мы возвращались в Донецк…  Легковушка неслась по ночной заснеженной дороге.  В салоне  стояла словесная тишина, только гул мотора тарахтел свои аккорды, будто стремился продолжить музыкотерапию. 

Соприкоснувшись с миром послевоенного детства,  каждый из нас троих думал о своем, мысленно возвращаясь к мальчишкам и девчонкам, с которыми познакомились, подружились, открыли что-то новое  для себя и для них.  В полудрёме передо мной проплывали лица подростков – мальчишек и девчонок, их истории жизни, заветные желания и мечты.

Эти подросшие дети, похожие на осенних подранков,  познавшие запах беды и горя, все, как один, мечтают о мире и об окончании войны. 

А еще они задумываются о будущей жизни, например: Женька мечтает стать первоклассным футболистом, Тимур – преподавателем физкультуры,  Аннушка – ветеринаром, Николай – дальнобойщиком,  Алина – учителем домоводства, а  Екатерина – военнослужащей.    

А еще  мечтают ребята о семье, о дружбе, и, конечно, о любви…  Пишут стихи  и сочиняют песни.

Воспитанницы школы-интерната №1 г. Донецка поделились своими поэтическими сочинениями.

«Обращение к маме»

Мама, почему не звонит он?  Не знаешь?                                                             

Почему он не хочет дружить и гулять?

Может, не любит меня он и не стоит страдать?                 

Может, слова все эти не надо мне говорить?

Да, мы ещё дети, но мы умеем любить!                                     

Может, осеннее лето любовь всю его унесла?                 

Может, с друзьями  он где-то, но жду я не зря.                     

Мы оба  не верим в доброту и любовь,  

Да, мы ещё дети, но познали беды и боль.

                                                                                               Евгения Андрейчук, 14 лет

«Подруге»

Много лет я тебя знаю,

И столько лет с тобою дружу и мечтаю,                                                      

Не встречала таких, как ты,  я друзей и подруг                                          

И считаю, что нет интересных вокруг.      

Немало ссор мы с тобой пережили,  

О, ужас! А, если бы мы не дружили?                                           

Иногда мне казалось, что между нами нет понимания,

Поэтому было мне страшно и много разочарования.

                                                                                                Юлия Адинскова, 17 лет    

За окном автомобиля мелькали широкие проспекты, парки, скверы, купола церквей, редкие пешеходы. Белый пушистый снег блестел на солнце, искрил и переливался. Он был повсюду: на скамейках, на крышах домов, на деревьях.  Ели, закутанные в белые шубы,  наклонили свои могучие лапы под тяжестью снега.  Деревья стояли в снегу, словно яблони в цвету, - белые-белые. И только кое-где мелькали огненные гроздья рябины. Дворники расчищали дорожки, люди  спешили по своим делам. Лишь пару зевак размеренно прогуливались по скверу,  да рыжий пёс, поджав хвост,  грустил на трамвайной остановке.

Любуясь чистой зимней красотой  из окна автомобиля, я прощалась с городом, его жителями. Но непонятное чувство щемило в груди, что-то настораживало… Что?...

Неожиданно задумчивое молчание прервала Гульнара Умрилова, моя коллега, психолог из Екатеринбурга: «Я поняла, что меня тревожит, - в этом красивом, просторном городе не видно молодых пар прогуливающихся с колясками, нет ребятишек на улицах  и не слышен детский смех».

…И это был ответ на мой вопрос.

В мыслях всплыли слова из стихотворения  Галины Боженко «Донбасс непокоренный…»:

Незабываемый никем и не сожженный,

Сумеет мир навеки отстоять, он будет жить,

Донбасс непокоренный!

Мы уезжали из Донецка, и мечты «неслабого» детства в своих сердцах увозили с собой…

                                                

                   

        Виктор Валентинович  Васильев         и           Светлана Николаевна Оводкова  

                                                                                     с   воспитанниками

Поделиться:


2016-02-19
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?