Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология - отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития.

Социальное развитие ребенка начинается с его отношений с родителями

Одно из первых проявлений узнавания ребенком окружающих — улыбка. Мнения о том, что вызывает у младенца улыбку, противоречивы, однако общеизвестно, что к двухмесячному возрасту она может появляться при виде человеческого лица.

В этом возрасте младенец не отличает лицо матери от других, но к 6-7 месяцам улыбка ребенка становится избирательной. Теперь он улыбается маме и тем, кого хорошо знает, а незнакомых встречает сдержанно. Для детей такого возраста типичны страх и смущение при появлении незнакомых лиц. Это указывает на развитие важной в социальном отношении способности отличать «своих» от «чужих».

Уже для малышей отец и мать выполняют разные функции. По данным исследования, малыши воспринимают папу в первую очередь как игрушку. И для мальчика, и для девочки папа - самая лучшая игрушка: интерактивная игрушка, у которой можно научиться всему. Маму малыши воспринимают по-другому: как субъект, от которого можно получить пищу, тепло и защиту.

Какими бы разными ни были дети, все маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?

Маленький ребенок - это природная энергия и сообразительность. Разговоры о хрупкости детской души - миф, у ребенка более крепкая психика, чем у взрослых. Ребенок маленьким является, а беспомощным - нет. Это живчик, это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник и манипулятор, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть. Арсенал влияния у ребенка существенно беднее, чем у взрослого, но у ребенка больше энергии, фантазии и настойчивости. См.

Маленький ребенок - это опережающая активность в заботе о своих интересах. У ребенка есть свои задачи относительно жизни и относительно вас. В то время. когда взрослый подходит к маленькому ребенку со своими задачами, ребенок делает взрослому то, что входит в его планы и интересы. Дети знают, чего они хотят, и получают это.

Ситуация. Я в аэропорту, лечу в командировку. Вижу семью, четыре взрослых человека: мама, папа, бабушка и дедушка. На руках папы - маленький ребенок. Ребенок, живыми глазками стреляя в сторону бабушки, тянется к дедушке. Показывает бабушке, что с дедушкой ему интересней. Дедушка довольный, тянет руки к ребенку, ребенок попадает к нему, бабушка расстроена. Но тут ребенок оборачивается лицом к наивному дедушке и ему в лицо плачет. Дедушка умыт... Мама забирает дитё у дедушки, он прижимается к ней, но смотрит уже на папу… Ребенок играет этими взрослыми, сталкивает их друг с другом, развлекается по полной программе. При этом, похоже, сами взрослые, включенные в эту ситуацию, не очень понимали, кто собственно в этой ситуации ими управляет.

С самых первых дней своей жизни ребенок активно использует свои эмоции (врожденные, выученные и придуманные) для того, чтобы добиваться от окружающих того, что он от них хочет. По крайней мере некоторые дети уже с года осознанно управляют родителями и другими взрослыми.

Из ранних воспоминаний людей о своём детстве, рассказ: «Помню, мне было года два, лежу я в кроватке, заходит дедушка, и улыбается мне, хочет, чтобы я ему тоже улыбнулась. Я дедушку любила и относилась к нему хорошо. Я с ним играла и ему улыбалась. А бабушку я мало любила, ей не улыбалась, и часто ей плакала в лицо».

Большинство эмоций детей - не реакции, не механическое отражение ваших действий, а их маленькие творческие проекты. Когда-то исследование, когда-то игра, когда-то проверка вашей прочности, когда-то с наслаждением месть.

Маленький ребенок - это активное управление отношениями. У ребенка всегда много замыслов и планов, и что у тебя с ним будет происходить – решаете уже не только вы, это уже ваш общий роман. И возможно, что не вы, а ребенок определит, кто у кого будет учиться и кто с кем будет мириться.

Если ты не купил ребенку игру по его требованию, он будет тебе плакать, но это не несчастная обида, а атака на тебя и месть за твое плохое поведение. Когда ребенок тебя простит - он решит сам, и в истории ваших отношений основной игрок чаще ребенок, а вы - марионетка в его руках.

Хорошо, что дети обычно отходчивы и прощают нас достаточно быстро.

У каждого ребенка изначально - свой мир. Ребенок родился - и создал свой собственный мир. Он теперь живет в своем мире, со своими персонажами и своими историями. Пустит ли он вас туда - спроси его. Насильно вы туда не попадете, но если ребенку захочется, он будет приоткрывать дверцы и вы сможете туда заглядывать.

Взаимодействие между детьми

Процесс взаимодействия между детьми развивается с возрастом. До года двое детей, находящихся вместе, обычно вообще не обращают внимания друг на друга. Став чуть старше, они уже начинают взаимодействовать, часто потому, что оба одновременно хотят взять один и тот же предмет и просто вынуждены обратить внимание друг на друга. Игра двухлетних детей по сути не является совместной деятельностью — каждый играет сам по себе. В дошкольный период игра постепенно становится все более социально-ориентированной. К пяти годам малыши, находясь в детском саду, играют в одиночку менее половины времени, у них уже появляются совместные игры, в которых участвуют четыре-пять человек. В последующие годы социальная структура игр усложняется; развиваются и поддерживаются отчасти уже установившиеся социальные роли.

С возрастом изменяются и специфические типы социального поведения тоже изменяются с возрастом. Например, в дошкольном периоде, когда дети начинают сравнивать себя с другими, конкуренция между ними усиливается. Количество драк и ссор почти не зависит от возраста ребенка, но характер их меняется. Вместо кратковременных чисто физических конфликтов дети старшего возраста затевают более изощренные, словесные ссоры, при которых обида сохраняется значительно дольше.

Подобным же образом изменяется устойчивость дружеских отношений. Дружеские связи маленьких детей мимолетны. По данным одного исследования, даже в 11-летнем возрасте только у 50% детей лучший друг оставался тем же, что и две недели назад. При аналогичном опросе 18-летних школьников (в том же исследовании) 80% из них оба раза называли одного и того же человека.

Одна из наиболее острых социальных проблем в настоящее время — формирование негативных социальных установок, особенно национальных и расовых предрассудков. Дети из семей и социальных групп с ярко выраженными предрассудками начинают усваивать те же негативные взгляды в раннем школьном возрасте; в юношеском периоде эти взгляды закрепляются.

Развитие ощущений и восприятия

Доказано, что новорожденный различает звуки речи (фонемы), т.е. у него уже проявляется способность, которая позволит в дальнейшем понимать речь. Новорожденный, по-видимому, воспринимает постоянство формы. Когда младенцу раз за разом показывают один и тот же предмет, он привыкает к его форме, и время зрительной фиксации на нем становится все короче. Несмотря на эти первые достижения, младенец еще относительно неразвит. Но постепенно его ощущения приобретают бóльшую четкость. Так, с возрастом улучшаются сенсорные способности: восприятие цвета и глубины, острота слуха. Некоторые рано проявляющиеся способности потом исчезают и вновь появляются через несколько месяцев в более сложной форме. Какие бы способности ни проявлял ребенок — они совершенствуются с возрастом, становясь более дифференцированными.

Развитие эмоций и чувств в детском возрасте

Согласно одной из наиболее интересных гипотез, существует ограниченное количество т. н. базисных эмоций, по-видимому врожденных, хотя и не все они проявляются сразу после рождения. К ним относятся страх, недовольство, гнев, радость, удивление и ряд других. Гнев, например, вызывается вмешательством в действия ребенка; мимику и поведение, выражающие гнев, можно распознать в самом раннем возрасте. Одни и те же эмоциональные проявления обнаруживаются в различных культурах, что подтверждает представление об их врожденном характере.

Эмоции и чувства детей - продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.

Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей

Как появляются жизненные ценности в жизни ребенка? По-разному. Когда-то это постепенное вызревание, кристаллизация чего-то изначально аморфного в нечто определенное, когда-то это случается резко, вдруг, как озарение. Иногда это приходит изнутри, иногда - задается снаружи, традициями и ритуалами социума. Рождение жизненных ценностей обычно происходит в результате сложения нескольких факторов: 1) сложившегося или готового сложиться поведения, 2) внутренне или внешне мотивирующей ситуации и 3) смысловых формочек, подсказывающих человеку название и статус его новой жизненной ценности. Если ребенок начал вести себя "мальчик", если его "мальчуковое поведение" поддерживается окружающими; если его "мальчиком" называют все и особенно те, на кого он хотел бы быть похожим, скоро у ребенка появятся мужские ценности...[/CO]

Однако тот же вопрос можно поставить и более содержательно: благодаря чему формируются (или не формируются) будущие жизненные смыслы и ценности ребенка? Основными источниками здесь, похоже являются детская субкультура, (еще пока) семья и уже имеющая серьезное влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерных игр.

Исследовательское поведение

Здоровые дети обычно любопытны, хотя нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Скорее, данные говорят о том, что дети развиваются только тогда, когда их развивают родители.

Ребенок с момента рождения активно исследует, причем в первую очередь те объекты, которые движутся или каким-то образом изменяются. Младенец изучает окружающую его обстановку, хотя сначала не слишком умело; следить глазами за крупными движущимися объектами он начинает очень рано. При этом уже в какой-то степени координируется слуховое и визуальное восприятие. Зрительное поле недолго остается расплывчатым пятном — грудной ребенок пытается сделать его четким. Если эксперимент организован таким образом, что быстрое сосание соски приводит к перемещению предмета в фокус зрительного поля младенца,


Что интересного на портале?