Дети. Чувства и эмоции.

Мы все, включая детей, испытываем массу чувств, эмоций, связанных с отношениями с другими людьми, с нашими возможностями и желаниями.

Проблема состоит в том, что мы зачастую не всегда осознаем, что именно мы чувствуем, что с нами происходит и чем именно это состояние вызвано. Если чувство осознается и понимается с ним гораздо легче справиться, пережить его. Но неосознанное будет искажаться и искать выход (разрядку), оно будет смещено или вытеснено, то есть якобы забыто.

Такие непонятые и «забытые» чувства могут соматизироваться (уходить в тело, т.е. болезнь, недомогания), приводить к невротическим состояниям либо отыгрываться в отношениях с людьми, особенно близкими. У детей чаще это выражается в расстройствах поведения, трудностях в усвоении информации, агрессивном поведении.

Манипулятивное поведение детей зачастую следствие лживой и непрямой реакции взрослых в ответ на обращение к ним детей. Часто взрослые критикуют и наказывают детей за то, что они прямо выражают свои чувства. Обычно трудности в общении характерны для всех членов семьи. Многие дети не раскрывают свои чувства, чтобы не расстраивать родителей или не потерять их любовь.

Задача родителей состоит в том, чтобы помочь детям в преодолении трудных для них состояний. Если сам ребенок не в состоянии справиться с одолевающими его чувствами, то задача родителей разделить с ним его чувство (сочувствие), то есть помочь ребенку осознать что с ним происходит в данный момент и вместе найти выход из ситуации.

Это возможно сделать если родитель сможет почувствовать что чувствует ребенок (например злость или страх, зависть, обиду, гнев) и поговорить об этом или хотя бы просто отметить чувство, назвать его. Научить детей справляться с чувствами можно только на своем примере.

Главная трудность заключается в том, что родители могут сами  бессознательно уклоняться от неприемлимых чувств в себе (нельзя злиться, завидовать, расстраиваться) и оставят ребенка одного с ними, и даже обвинят его в том, что он чувствует, что это якобы нельзя делать. Тогда куда ему это девать? Вытеснять и отыгрывать. Детей желательно учить прямо говорить о том, чего они хотят, говорить, что им нравиться или не нравиться, что их расстраивает или злит.

Когда ребенок может сказать или выразить что с ним происходит и это будет понято и принято родителем и возвращено ему не разрушая его, тогда он не станет пытаться сам справиться с одолевающими его чувствами с помощью поведения или различной симптоматики.


Что интересного на портале?