Денег ноль - психологии ноль

Денег ноль - психологии ноль

Многие из нас психологов решили посвятить свою жизнь данной сфере деятельности, не подозревая о том, что психология в России мало кому нужна и интересна. Каждый год десятки учебных заведений выпускают сотни дипломированных специалистов в области психологии. Процентов тридцать из выпускников, в лучшем случае, продолжают обучение после окончания вуза. Тратя многие тысячи рублей на дополнительное образование, через несколько лет оказываются в крайне неоднозначном, я бы сказал, унизительном положении. 

С одной стороны, голова новоиспеченного психолога полна знаний. Он освоил и, кажется, постиг основы терапевтической работы сразу нескольких школ. Не важно, что, зачастую, эти знания могут друг другу противоречить. Неважно. Главное, такой человек полон сил и решимости начать, наконец, работать, ведь пока он учился шли годы, и вот ему почти тридцать. Друзья юности в этом возрасте уже начальники отделов, директора, отмотали второй срок, закодировались, родили, построили дом, взяли ипотеку. Кто он? Молодой специалист в поисках клиентов. Пришло время собирать камни, то есть, наконец, начать отбивать вложенные в образование деньги и время. Но у российской действительности на этот счет другое мнение. 

Нам, конечно, говорили, но мы не верили. Все мы не лишены иллюзий на свой счет. Уверенность, надежда, желание. На худой счет, робкое предположение: «Я то справлюсь, ко мне то клиент повалит» – раз за разом разбивается о быт, а, вернее, российское бытие. За клиентом нужно охотиться, как за редким зверем. Его нужно заманивать белоснежной улыбкой, ничего не значащими титулами в рамках, обещать быстрое избавление от любых недугов в максимально короткие сроки. Пройдут годы прежде, чем удастся наработать достойную клиентскую базу. Как переждать это время и сильно не истощать, оплачивать газ, воду и свет в институтах не учат. Каждый выкручивается, как умеет. Почему так? 

Дело точно не в нас. Это вовсе не сарказм. Это данность, такая, какая она есть. Мы добросовестно учились, не ушли в продажи и управдомы, хотя соблазн был, уж очень сильно хотелось есть. 

Психологический нигилизм. Увы, но наши высоконравственные соотечественники не привыкли доверять психологам. Миф о том, что к психологам ходят только психи, жив и по сей день. Алогичное мнение о том, что со своими проблемами я справлюсь сам неискоренимо. Откуда это берется? От необразованности, лени и нежелания что-то менять. Клиенты российских психологов – средний класс больших городов, и то его самая пассионарная часть. Для того, чтобы пойти к специалисту, нужно что-то почитать, изучить, на основании этого сделать логический вывод, что это работает. Согласитесь, процесс совсем не простой. В итоге, на сотни психологов в городе с миллионным населением приходится несколько тысяч человек, теоретически знающих, о чем вообще психология. Их этих нескольких тысяч многие выбирают не индивидуальное консультирование, а тренинги. Их можно понять, зачем решать конкретную проблему, если можно полностью измениться самому, стать лучше умнее и богаче. В итоге, на те же несколько сотен психологов приходиться все меньше и меньше потенциальных клиентов. За них нужно бороться. 

Практика обращения к психологу может сложиться только у финансово состоятельного населения. Пирамида Маслоу ярко этот процесс иллюстрирует. Можем ли мы сказать, что люди в нашей стране в общей совей массе финансово обеспечены. Скорее наоборот. Психология востребована там, где есть деньги. Сельская местность и малые – горда черное пятно на психологической карте РФ. Многие десятилетия у психолога в такой местности будут большие проблемы с практикой. А Москва и Питер не резиновые, как бы нам не хотелось места под солнцем, всем не хватит. 

В следующий раз поговорим о телевизионной, журнальной и инстаграмной психологии. 

Поделиться:


2017-11-27
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?