Что значит уважать личность ребенка? Часть 1

 «Воспитывать ребенка значит относиться к нему как к личности» а следовательно, «выказывать ему полнейшее уважение», побуждать его к критике, предоставлять ему свободу выражать свое мнение, приобретать собственный опыт. 

Детство — не подготовка к жизни, а сама жизнь, и ребенок — не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить свои отношения со взрослыми не как со своими хозяевами или менторами, а как с равноправными, хотя и не оди­наковыми, партнерами по жизни. Дети — это не те «недоразвитые взрослые», за которых мы ответственны, но человеческие существа, перед которыми мы ответственны. 

Однако, такая позиция равенства, взрослых пугает, так как им кажется, что они могут лишиться вековых прерогатив и власти, которой они были наделены с незапамятных времен. Предложение родителям относиться к ребенку как к уникальной личности, воспринимается большинством как наказ встать вровень с ребенком. Но это не так.

Малый возраст, его незавершенное развитие не превращают ребенка в неполноценного индивидуума. Родители на самом деле имеют некоторые обязанности по отношению к ребенку, которого породили на свет, и должны придерживаться сильной воспитательной позиции при условии, что будут воспринимать его как человеческое существо, достойное уважения. 

Взрослые боятся высвободить некие силы, некую энергию, носителями которой являются малыши и которая может поставить под вопрос их авторитет, житейский опыт, социальные воззрения. Они проецируют на детей свои подавленные желания, свою неудов­летворенность жизнью и навязывают им свои модели. 

Выдвинув постулат о человеческой ценности ребенка, меняется позиция самого родителя. Ребенок не только заслуживает всяческого уважения, он является тем существом, воспитывая которого родитель воспитывает сам себя. Именно поэтому взрослым требуется постоянно прислушиваться к ребенку, как только тот начнет произносить первые слова, вести с ним диалог, оказывая ему при этом всяческое уважение. 

К сожалению, ребенок с его проблемами, в современном обществе, часто воспринимается как некий надоедливый элемент. И ему трудно понять, что дело не в нем, просто у взрослых в их городской жизни не нашлось места для него, как и не нашлось места для смеха, игр, веселой беготни и шалостей, ласки и мирной тишины по вечерам, детских песен на коленях матери, историй, которые расскажут бабушка или дедушка, не нашлось места для радостей жизни. Таким образом, часто сейчас ребенка ставят ниже гостя, отодвигая в сторону факт его существования. Хотя, в семье ребенок должен пользоваться таким же почтением, что в настоящее время утрачено. 

Неудобные современные дети, подвергают сомнению постулат о том, что дети должны приносить удовлетворение, а также, что дети, принуждаемые и понукаемые, должны подчиняться правилам, чтобы «доставить удовольствие» родителям. В наши дни многие хотят иметь «ребенка для себя», не обременяя себя семьей, это риск, которому в таких случаях подвергается ребенок. Он может либо вообще не сформироваться в полноценную личность, либо его формирование будет проходить с отставанием, с задержкой развития речевых и моторных навыков и, в таком случае, он еще больше станет обузой.

Сейчас есть множество форм извращенного воспитания, которое заключается в чрезмерной опеке ребенка, а восстать против культа единой нормы и сиюминутных модных веяний, против навязывания родительской модели - это большим риск. Но почему же отцы с матерями так цепляются за устаревшие догмы? Потому что не каждый готов «взять на себя труд отыскать в ребенке, который не является тобой, ту дремлющую частичку, в которой ярче всего проявляется его индивидуальность». 

Воспитывая ребенка, в нем пытаются воспитать гражданина – того, кто будет переводить слепых через улицу, уступать место старушке, знать, как надо голосовать. Но никто не воспитывает в ребенке чувства достоинства его тела, никто не прививает ему сознания того, что все части его тела благородны, никто не учит его понимать собственное тело; а когда не знаешь, как обращаться с собственным телом, как под­держивать его, способствовать его росту, уважать его ритмы, про­исходит декомпенсация - отток человеческих сил, энергии, индивидуальности.