Что мешает нам общаться?

Все проблемы общения могут быть вызваны несколькими причинами – это либо неадекватные социальные установки, либо особые эмоциональные переживания, либо привычки поведения.

     К социальным установкам, лежащим в основе трудностей общения, можно отнести неадекватные, идеализированные, ригидные (закостеневшие и негибкие) представления о межличностных отношениях в целом или с противоположным полом. Например, это могут быть представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим людям и некритичное отношение к самому себе.

     У меня была клиентка, жаловавшаяся на ужасную атмосферу у нее на работе. Одни сотрудники слишком ленивы, другие завистливы, третьи агрессивны. Как правило, для людей с завышенными требованиями к другим характерно воспринимать окружающих через призму их недостатков. И, конечно, в таком случае нормальное общение затруднено. При этом клиентка была крайне некритична к себе – она считала себя во всем квалифицированнее, умнее, справедливее и вообще лучше.

     Как же можно изменить неадекватные социальные установки? Возможно, стоит задуматься о причинах поведения других людей, что руководит ими, и почему у них проявляются те или иные качества характера. Ведь действия и слова любого человека всегда отражают его более глубокие потребности. Попробуйте понаблюдать за теми из своего окружения, кто вам особенно непонятен или неприятен. Подумайте, каковы причины их поступков, какие «кошки» «скребут» у них на душе, чем вызвана молчаливость одного, вспыльчивость другого, подозрительность и грубость третьего и т.д.

     Расширение представлений о людях, понимание того, что другие не бывают просто «плохими», что их можно понять, способствует изменению позиции по отношению к окружающим от высокомерно-отрешенной («они недостойны», «опасны» и т.д.) на более заинтересованную, равноправную. И тогда другие воспринимаются не как скопище пороков и недостатков, а как интересные личности, как возможные объекты помощи и заботы.

     В основе трудностей общения могут лежать какие-либо стереотипные представления о противоположном поле. Обычно с такими жалобами обращаются одинокие мужчины и женщины, разведенные или никогда не состоявшие в браке. Это могут быть однотипно прерывающиеся отношения, в основе которых лежат ригидные представления о мужественности и женственности.

     Например, представления о том, что женщины должны демонстрировать холодность и неприступность, не проявлять свою заинтересованность в партнере, чтобы не уронить своей «женской гордости». При этом характерны жесткие требования к мужчинам – постоянная активность, профессиональные достижения, рыцарское отношение к женщинам.

     Мужчины же могут считать, что женщина всегда должна быть красивой, нежной и отзывчивой, но при этом независимой и нетребовательной, чтобы не уделять ей слишком много внимания и самому быть свободным от нее. Важным условием в таких случаях является высокая оценка его мужественности и признание превосходства мужчин над женщинами.

     Таким образом, люди с подобными ригидными, жесткими взглядами сами загоняют себя в ловушку. Ведь в жизни мало встречается «идеалов» подходящих к таким высоким требованиям. А собственное поведение таких людей – неприступность, холодность, уверенность в своей непогрешимости – совсем не помогает устанавливать близкие отношения и тем более развивать их. Такие люди часто говорят: «Я никогда не звоню мужчинам» или «Я не делюсь с женщинами своими чувствами, потому что это признак слабости».

   Трудности общения могут быть связаны не только с завышенными требованиями, но и с неумением прощать и не замечать мелочи. Обычно такие неприятные мелочи воспринимаются как что-то очень серьезное и ужасное. Например: «Какая же она женщина, если не умеет готовить?» или «О чем мне с ним говорить, если он не читал…». А ведь в таком случае человек опять же исключает возможность совершенствования другого, видит себя «выше», умнее и способнее его. Это тоже совсем не способствует установлению и развитию отношений.

     Трудности общения могут также вызывать особые эмоциональные переживания. Они очень разнообразны – это могут быть и ощущение напряжения при общении, ощущения себя лишним в компании, неинтересным, стеснительность и замкнутость, ощущение себя хуже других, страх оценки или неуспеха, чрезмерные требования к себе и другим и т.д.

     Как правило, источник этих переживаний лежит в детстве, в особенностях детско-родительских отношений. Поэтому в этом случае требуется полноценная работа с психотерапевтом. Но человек может попробовать сам хотя бы проанализировать восприятие самого себя и других в процессе общения и попробовать «поискать», откуда это может тянуться.

     Трудности в общении могут вызывать и привычки поведения человека. Это может быть ригидность, странность, противоречивость в поведении с другими людьми, вызывающие соответствующую реакцию у окружающих. Обобщая, можно выделить несколько типов поведения во взаимодействии с людьми:

  1. 1.    Чрезмерная направленность на других – гиперактивность в приобретении контактов, которая обычно воспринимается как навязчивость, демонстративность (много говорит, суетится, звонит).
  2. 2.    Чрезмерная направленность против других – подозрительность, критичность, агрессивность, стремление обвинить, навести порядок.
  3. 3.    Чрезмерная пассивность, когда человек боится сделать что-то, чтобы избежать осуждения, постоянно анализирует себя и свои поступки, не стремится устанавливать и поддерживать какие-либо контакты с людьми.

     В основе нашего поведения лежать определенные взгляды, страхи, тревоги, установки и пр., которые не дают нам возможности вести себя по-другому. Даже если очень захочется, все равно будут происходить «срывы» в прежнее поведение и состояние. Поэтому, конечно же, преодоление трудностей в общении требует глубокой работы с психотерапевтом.

    








Что интересного на портале?