Что делать с подростками, не желающими учиться

Есть люди, у которых с детства нет проблем с обучением. Одни, например, имеют зашкаливающее природное любопытство. Им интересно все: разобраться, «как это было в древности», узнать, «как решить вон ту задачку», понять, «как применить данный принцип». Таким обязательно нужно дойти до сути, узнать, «где же собака зарыта». Что они и делают с азартом и удовольствием. Это дети с потенциальным умом ученого-исследователя.

У других подростков мотивация на учебу идет со стороны социального статуса: они ни за что не хотят выглядеть придурками на фоне своих сверстников. Потому и самостоятельно, и с помощью людей, которых сами попросили-заставили, осваивают материал, получают приличные оценки и сдают экзамены.  

Но есть и третьи: любознательность к предметам отсутствует. Это не их вина. Просто то, что подается в книгах и учебниках, для них «пустая абстракция». А статус в учебной группе им по барабану. Может, их больше волнует уличный статус, там они готовы задвинуть любого. А может, статус, как социальный жанр, их не волнует вообще. Они живут в своем, фантазийном мире, и вот там они – круче всех по определению.

Способны ли эти две последних категории подростков вообще чему-то научиться, кроме «плохого»? Что может замотивировать их на получение знаний? Ведь это на самом деле большой труд, просто любознательным он дается легко, а статусным – моментально приносит дивиденды, пусть пока больше моральные.

По сути, жизненный ход для таких «не стремящихся учится» подростков весьма простой. К сожалению, не все тревожные родители, нацеленные на «процветание» своих чад, способны такой выход принять.

Звучит элементарно: нет потребности учиться – пусть идет работать, развивается от практики, набирается опыта. Ведь учиться, как мы уже говорили, надо захотеть. А для этого нужна некоторая неудовлетворенность тем, какой ты есть сейчас. Неудовлетворенность в том, что ты можешь на данный момент своего развития. Что бы возникла реальная потребность учиться, нужны реальные цели, которые просто так достичь не получается. Отсюда и появляется понимание: хочешь достичь чего-то – приобрети недостающие знания-умения-навыки.

А чем же в таком случае могут помочь родители? Неужели только «не мешать»?! Ну, как же, как же! Помочь могут своей спокойной верой в потенциальные способности ребенка. Ведь согласитесь:

- Способный, но учиться пока не хочет, - звучит гораздо лучше, нежели:

- Балбес-балбесом, не знаю, что из него выйдет…

Обратили внимание на подачу:

- Учиться ПОКА не хочет.

Ведь это же гораздо перспективнее, чем:

- Не хочет, не будет, не способен…

Статичная фиксация, нанесение «клейма» - уменьшает шансы подростка на обучение в дальнейшем, а то и вовсе лишает его этих шансов.

Ну, и еще один момент. Что лучше всего воспитывает и вдохновляет? Уж точно не навязанное обучение. Ведь если родитель ничему не учится сам, но пытается заставить, да хоть и «купить» ребенка, что бы тот учился – это пустая трата времени и денег. А вот что проверено работает: активно обучающийся новому предок – самый вдохновляющий пример для подростка, вклад в его будущее!  


Что интересного на портале?