Чего хотят дети:
- двигаться;
- радоваться;
- играть;
- фантазировать;
- мечтать;
- познавать и интересоваться;
- дружить с тем, с кем хочется;
- быть любимым независимо от его достижений.
Чего хотят родители:
- чтобы ребенок был послушным и воспитанным;
- чтобы он любил и радовал родителей и всех своих родственников;
- чтобы за время его роста он не только успел вырасти, но и усвоил все то, что успеет, включая нереализованные потребности родителей;
- чтобы он вырос умным, успешным и т.д.
И начинается гонка за достижениями. И в этом постоянном процессе ребенок попросту перестаёт быть ребёнком. Ему им некогда быть. На его детские плечи непосильной ношей ложится много ответственности под взрослым основанием «нужно».
В конце концов, вырастая во взрослых тёть и дядь, с серьезным видом делая какую-то работу, заводя нужные знакомства, добиваясь каких-то успехов, взрослый перестаёт радоваться жизни. Почему это происходит? Потому что ребёнку так и не хватило насладиться игрой, напитаться радостью творчества, чуда, волшебства познания окружающего мира.
Дети рано начинают понимать, что такое одиночество, когда не с кем поделиться радостью от неожиданных открытий, находок, сомнений. Не
с кем поговорить о том, что интересно именно ему. Некоторые жалуются на то, что не высыпаются не только из-за учебных нагрузок в школе, но
и нагрузок в кружках, из которых нравятся не все. На игры времени совсем не остаётся.
Некоторые дети уже убеждены, что похвалу можно получить, только заслужив за какие-либо успехи, достижения, полезные дела. На мой вопрос: «А если не достигнешь цели, что произойдёт?», - отвечает: «Буду стараться, пока не достигну результата». При умелом формировании родителями мотивации к достижению цели ребёнок, независимо от достижений, остаётся любимым и ценным. А если родители этого не умеют? При условии, что ребёнок нацелен на то, чтобы выжить, он будет стремиться к достижению результата, добиваясь родительской любви, иногда и всю жизнь.
Иногда на попытки детей сказать что-то другое, отличное от мнения окружающих, взрослые отмахиваются, делая недоумённое лицо (мал еще
и неразумен). И ребёнок чувствует себя странным, в дальнейшем боящимся выразить своё мнение, свою точку зрения, боящимся «сказать глупость».
Так постепенно формируются родительские послания: будь совершенным, радуй других, старайся (пытайся) и родительские запреты: не будь ребёнком, не думай, не чувствуй, не будь самим собой и т.д.
Как живется Внутреннему Ребёнку взрослого, когда место его «хочу» заняло место «надо»? Представьте этого скукоженного ребёнка где-нибудь
в закрытом, давно непроветриваемом помещении, где нет солнца, свежего воздуха, общения, игры, творчества. Если ему повезло, и он не в чулане, то это - маленький старичок, вечно недовольный и жалующийся на всё и на всех. Почему он жалуется? Внимания ему надо. Внимания от собственного Внутреннего Взрослого и Внутреннего Родителя, которые вспомнили бы, наконец, что творчество, игра, радость ну, никак, невозможны без активного Внутреннего Ребёнка.
На занятиях выходного дня лагеря активного отдыха и творческого развития «Альфа-Лидер» (О.Н. Радужная) меня поразило, что дети 9-10 летнего возраста знают и спокойно рассуждают о таких понятиях как: душа раскрылась, нежность, удовлетворённость, энергичность, внутренний мир, теплота.
Ребёнок познаёт мир через игру, через поддержку и любовь взрослых, независимо от его достижений и успехов. А успешность у каждого – своя. Задача взрослых – найти время и место для того, чтобы ребёнок был ребёнком и сохранил своего Внутреннего Ребёнка для творчества, радости, открытий во взрослой жизни.