Красочный язык чувств и переживаний, образов сновидений и фантазий непривычен для разума рационально мыслящего человека большого города, живущего на огромной скорости. Но насколько он труден, настолько и важен, потому что, каждый раз, обращаясь к искусству, мы с его помощью пытаемся приспособиться к изменениям в нашей жизни, пытаемся найти смысл того, что мы делаем, чувствуем, думаем, смысл того, как мы живем. Наш внутренний мир безграничен и многогранен. Он наполнен образами, которые помогают нам понять самих себя, проникнуть в глубины безсознательного. Однако считается, что лишь творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, отстраниться от пережитого, переосмыслить и выйти на новый более высокий этап духовного разития.
Именно метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах, петь обиду и танцевать настроение.
Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.
Впервые термин «арт-терапия» (буквально – терапия искусством) стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). В 40-е годы прошлого века, работая с туберкулёзными больными в госпиталях Великобритании в качестве арт-педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью.
Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия, танце-двигательная терапия.
У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии – помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.
Уникальная особенность арт-терапии – в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества клиента), сколько конкретная и неповторимая личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Физиологи утверждают, что у большинства людей речевой центр находится в левом полушарии головного мозга. Соответственно, правая его половина связана с образным мышлением или творчеством. Овладевая речью, человек усваивает правила, законы и запреты человеческого общения, которые определяют его поведение. Чувства, эмоции, переживания, т.е. бессознательные процессы, человек может свободно выражать с помощью цвета и формы на бумаге. Поэтому передать чувства словами гораздо сложнее, чем изобразить их с помощью цвета и формы.
Поэтому можно смело говорить про преимущество арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:
- практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков; арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
- продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
- арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
- арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
- арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
Существует два основных подхода в арт-терапии:
1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация (Эдит Крамер, 1958)
2. На первом месте – терапевтические цели, творческие цели вторичны, арт-терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию. Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ.
Важным понятием арт-терапии является сублимация – выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных, разрушающих) с помощью трансформации (превращения) их в творения искусства; искусство может одновременно «направить в другое русло» и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.
Таким образом, терапия творчеством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы бессознательного. Это своего рода символический язык, в котором зашифрованы наши страхи, желания, внутренние конфликты, нереализованные мечты. Заново переживая их, мы получаем возможность исследовать свой внутренний мир. С помощью формы и цвета глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время проговаривания вслух. Они не вытесняются, сублимируются в экспрессивные образы. Эффективность терапии, безусловно, зависит от профессионализма арт-терапевта, который должен владеть определенными психологическими знаниями, для того, чтобы правильно считывать послание из бессознательного и мягко, ненавязчиво подвести к этому клиента.
Арт-терапия всегда даёт ресурс – даёт человеку силы для решения проблемы. Арт-терапия всегда метафорична. Она не говорит напрямую, в лоб. В том или ином символе каждый клиент видит свой неповторимый смысл.
Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, предательство, горе, утрату доверия к миру. А когда причины проблем становятся яснее, сама проблема теряет свои «шипы» и жизнь снова становится удивительной, наполненной радостью и смыслом.
Использованая литература:
- Колошина Т. Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации.
- Арт-терапия: Искусство быть // сайт http://www.sunhome.ru/psychology/11810/p1
- Буко М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
- Качурина О. И., Романова Н. А. Арт-терапия в педагогике
- Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
- Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб., 2000.
- Ткаченко Н. Введение в арт-терапию // сайт «Терапия творчеством»
- Что такое Арт-терапия? // http://trn.work.ua/articles/507/