Упражнение с МАК. Тема психологических границ.

Когда я только начинала работать с группами и нужно было обязательно дать понимание своих психологических границ, то мне было, довольно, затруднительно найти техники и упражнения по этой теме. Если только в телесно-ориентированной психотерапии... Но ее не всегда возможно использовать. Придумалось это упражнение, которая дает диагностику коммунникативным способностям клиента и сразу же является хитрым тренажером. Получается и информативно, и забавно.

Упражнение «Работа с границами. Контакт метафор».

Работа в группе или по парам.

(ОН, Соре, Эмоции, Сагу и др. только карточки с иллюстрациями)

  1. Я такой же, как и другие. Выбрать в открытую карты 2-3, показывающие, что вы как все, в чем-то похожи на других людей. Что вы используете для того, чтобы границы стали проницаемыми? Какие убеждения используете? Что чувствуете? Как себя тело ведет?
  2. Я не такой, как другие. В чем вы различаетесь от других? Выберите 2-3 карты. Осознайте свои особенности, свою уникальность и то, чем можете гордиться. Это то, что вы будете защищать.
  3. Точки опоры. Выбрать 2-3 карты, которые являются образа­ми вашего «ухода в себя». Это зона, где вам спокойно, расслабленно, когда у вас состояние, будто вы смотрите в пространство или сквозь него, забылись. Как будто тело здесь, а сами вы где-то далеко. Очень интересный опыт растворения в окружающем. Что может вас ввести в такое состояние: воспоминания, мечты, фантазии.
  4. У вас получилось 3 группы карт. Дайте этим группам на­звания. Запишите. (Названия тоже несут информацию о клиенте, о его границах, о его месте комфорта и безопасности).
  5. Выберите из всех этих карт только одну. Она будет метафо­ра вашего интегрированного образа Я. Вступите в контакт с тем, с кем вам хочется. Проведите диалог метафор. Например:
  • О, приветствую тебя река, протекающая у горы. Я перышко, летающее, где хочу (на самом деле нет, а туда, куда ветер дует). Могу ли я спуститься к воде и поплыть?
  • Мне не жалко, только тогда ты уже не сможешь летать. (снис­ходительно, с ЧСВ)
  • Ой, ты меня так притягиваешь своими волнами и журчанием!
  • Предупреждаю, ты утонуть можешь!
  • Да? Ты боишься за меня?
  • Да, я боюсь, что ты со мной долго не протянешь, а я потом не смогу спокойно течь.

Какие у вас впечатления об этом контакте? О чем это для вас? Что полезного вы можете для себя отметить? Какие чувства? Ощущения в теле? Чем контакт метафор отличается от обычного? Попробуйте перевести на «человечий» язык.

Естественно, работаем как обычно с каждой выбранной картой, клиент описывает ее, дает описания чувств и ощущений.

Как работать с картой-сюжетом?

  • Расскажите, что вы видите на карте?
  • Какое чувство у вас это вызывает?
  • Какие ощущения в теле?
  • Место на карте, где вам хорошо, плохо, нейтрально?
  • Если бы оказались в этом месте, что бы хотелось сделать?
  • Что было до этого сюжета?
  • Что будет после этого сюжета?
  • Желаемое разворачивание сюжета для вас? Как сейчас себя чувствуете? Что ощущается в теле?

Выбирайте нужные для вас вопросы или дополните своими.

Удачной работы!



Поделиться


Статья подготовлена