Учебная программа курса «Психолог-ведущий психологических тренингов»

Учебная программа курса «Психолог-ведущий психологических тренингов»

Университет Практической Психологии

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Специальность «Психология», специализация: "Психолог, ведущий психологических тренингов"

Введение

Программа курса по специальности «Психология» (специализации "Психолог, ведущий психологических тренингов") рассчитана на 562 часа для слушателей Университета Практической Психологии очной формы обучения, проходящих процесс переподготовки на базе Тренинг-Центра "Синтон" и Университета Риторики и Ораторского Мастерства.

Содержание данной учебной программы отражает современные подходы психологии развития.

В процессе преподавания и самостоятельного изучения дисциплин даного учебного курса слушателями достигаются следующие цели:

  • практическая - умение на деле применять знания в области психолог эффективной межличностной коммуникации, а также целевого воздействия на партнеров (клиентов) в процессе консультационной и психокоррекционной р с ними; освоение психологических навыков менеджмента и иной управленческой деятельности в организации;
  • образовательная - усвоение теоретических основ современной научной психологии развития и формирование научного мировоззрения.

Программа состоит из 3 (трех) блоков, каждый из которых обеспечивает комплексное рассмотрение тематики внутри блока и тесную взаимосвязь между ними, а также практическое приложение предлагаемой психологической теор практической деятельности слушателя.

Блок общепсихологических дисциплин

1.1. Общая психология (16 часов)

Методологический семинар.

Психология как наука. Предмет, методы, система основных понятий. Круг изучаемых явлений. Познавательные процессы. Мышелние. Речь. Память. Восприятие. Изучение межполушарных асимметрий. Психология и парапсихология. Психологи личности. Понятие личности, ее структура. Теории личности. Социальная Психология групп. Социальная роль как единица группы. Динамические процессы больших и малых групп. Факторы изменения убеждений и поведения человека.

1.2. Характерология (32 часа)

Характер и личность, характер и темперамент: их нетождественность. Приз и тонкий учет в психологической работе свободы личности человека. Трактовка хар не как набора определенных черт или какой-то яркой, выделяющейся черты, а как целостного взаимосвязанного ансамбля со своей внутренней логикой. Ядро характера. Выделение ядра характера, т. е. феномена, определяющего и проникающего во все многообразие характерологических проявлений. Изучение этих проявлений на богат материале культуры. Типы характеров. Индивидуализированный подход с опорой богатство научных знаний, классификаций, которые являются лишь помогающим инструментом, а не догмой, схемой. Между помогающими усилиями и результатом умение учитывать и опираться на индивидуальные особенности человека (его ресур защиты).

Некоторые темы предлагают раздаточный материал, а также упражнения для самостоятельной работы.

1.3. Возрастная психология (32 часа)

Предмет и основные понятия. Психологический возраст. Хронологический в Понятие ведущего вида деятельности. Понятие возрастного кризиса. Процессы возр развития. Социальная ситуация развития. Понятие психологической, социальной и физической зрелости. Периоды возрастного развития. Характеристика основных признаков каждого возрастного периода. Хронологические границы возрастов. Особенности перехода из одного периода в другой. Младенчество. Детство. Ранний возраст. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Пубертатность. Акселерация. Юношество. Зрелость. Аномалии возрастного развита Инфантилизм. Задержка психического развития.

1.4. Основы психопатологии (40 часов)

Психиатрия. Предмет и основные понятия. Психические болезни. Виды психических расстройств. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства содержательной стороны мышления: навызчивости, сверхценные идеи, бредовые и; ипохондрия и дисморфофобия. Формальные расстройства мышления. Эмоциональк аффективные расстройства: скрытая депрессия, маниакальные состояния, сложные аффективные синдромы. Расстройства памяти, мышления, сознания. Психоорганич синдром. Способы выявления психических расстройств. Метод клинической бес Ассоциативный диалог. Наводящие вопросы.

Ознакомительная практика в Психиатрической больнице № 1 им. Алексеев, г.Москвы.

1.5. История практической психологии (24 часа)

Хронологические границы истории психологии и психотерапии. О роли теори психологии. Задачи курса. Триединство - драма жизни, драма теории, драма места i истории XX века. Классическая психология. Предпосылки создания научной new В.Вундт - основатель психологии как самостоятельной наука. Эксперимент в психо Психология сознания. У.Джемс. Структура Я. Психология эмоций. Психология поведения. Бихевиоризм. Закономерности научения. Бихевиоральная психотерапии Прикладная психология. Тесты и тестирование. Предпосылки и возникновение психотерапии. Месмеризм, гипнотизм, изучение истерии. Брейер и ранний Фрейд. Психоанализ. Теория и психотерапевтическая практика. История и драмы психоаналитиков (Разрыв Фрейда с Юнгом и Адлером, С.Шпильрейн, А.Фрейд, В.1 История советской психологии. Советская власть и психология. Развитие психоаг Педология и ее разгром. Павловская сессия. Выготский. Социальная природа челов Применение: память, внимание (Гальперин). Лурия. Нейропсихология. Мозг и пеш Леонтьев. Теория деятельности. Ее применение: периодизация детского развития (Эльконин), формировнаие личности слепоглухих, анализ мотивации. Психология половины XX века. Неофрейдизм. К.Хорни. Женская психология. Гуманистически традиция. Роджерс, Фромм, Маслоу. Преемственность с психологией сознания. Гр) психотерапия. Клиент-центрированнная психотерапия. Поиск смысла и логотерапи Самоактуализация. Я-концепция и ее роль. Трансперсональная традиция в психо психотерапии: Орнстейн, Маслоу, Лири, Лилли, Гроф, психосинтез.

Большинство тем включают три аспекта: а) фрагмент истории, б) важные поь или факты, актуальные для современной психологии, включая возможности и совр< варианты практического применения, в) "драму" - то, что делает все это интересны! (факты биографии или нерешенные до сих пор проблемы психологии и др.). Некотс темы предлагают раздаточный материал, а также упражнения для самостоятельной

11. Блок дисциплин по курсу «Консультирование и психокоррекция»

2.1. Индивидуальное психологическое консультирование и психокоррекция (48 часов)

Методологический семинар.

Теория консультирования. Характеристика особенностей процесса психологического консультирования. Степени глубины проработки и качества психологической работы. Понятия консультирования, психокоррекции и психотера Качества эффективного консультирования. Личностные качества и квалификация консультанта. Этические иправовые аспекты консультирования. Экология консультирования. Гражданская и уголовная ответственность. Стадии консультир Структура. Физические условия. Особенности клиента. Первичное интервью. Типы первичных интервью. Построение отношений. Эмпатия. Вербальное и невербально поведение. Неверное поведение при проведении интервью. Заключение контракта. Исследование и идентификация целей. Содержание работы. Изменение восприяти ситуации. Приемы и психотехники. Наведение. Полимодальное реагирование. Точ* эмпатия. Самораскрытие. Непосредственность реакции. Конфронтация. Задания самостоятельной работы для клиента. Использование вспомогательных средств консультирования. Завершение отношений консультирования. Выстраивание перел Перенесение ответственности. Усиление самостоятельности. Контроль и самоконт^ Подходы в консультировании. Личностно-центрированное консультирование. Ге: консультирование. Психоанализ. Когнитивное консультирование. Мультимодальнс консультирование.

Квалификационная практика. Супервизия. Отчет о практике - Квалификащ доклад.

2.2. Когнитивная психология и психотерапия (32 часа)

Основания когнитивной психологии. История науки. Изучение процесса позна Преимущества когнитивного психологического подхода. Сбор информации. Сенсс перцептивная система. Внимание и отбор информации. Сознание, мозг и внимание. Хранение информации. Структура памяти. Архивация и извлечение информации. Забывание. Организация знаний. Использование информации. Мышление: логика принятие решений и решение проблем. Креативность и интеллект. Научение, навыв компетентность. Овладение языком и его развитие. Структура и понимание языка.

Когнитивная психотерапия А.Бека и А.Эллиса. Автоматические мысли. Cxei «Стимул- АМ-Реакция». Типичные искажения мышления при депрессиях, тревожнь расстройствах и при различных личностных аномалиях. Методики выявления AM. ] оценки AM. Способы (техники) терапевтической конфронтации с деструктивш мыслями. Колонки когнитивного терапевта. Работа с таблицей. «Совладающая кар Схема сессии когнитивного терапевта: первое интервью, следующие сессии (BCTJ Когнитивные элементы (схемы). Когнитивные процессы. Когнитивное содержание, с убеждениями. Противостояние тирании долженствований. Техника «Пущенная в стрела». Структурированные домашние задания. Предписание удовольствия.

Когнитивная психотерапия как инструмент самоменеджмента и управления Л1

2.3. Семейная психология и интегративная семейная терапия (32 часа)

Семейная психология и методы психологической работы с семьей: Место семейной терапии в ряду других моделей психологической помощи. Исторический контекст возникновения семейной терапии. Системный подход как методологическ основание семейной терапии. Основные направления семейной терапии. Возможно интегративного подхода.

Структурные характеристики и проблемы семейной системы. Понятие гр; сплоченности, иерархии, подсистем и др. Методы исследования семейной структур Работа с «семейной доской». Жизненный цикл семьи. Кризисы. Типичные пробл( задачи различных этапов жизненного цикла семьи. Семейная история. Использовг генограммы как способа исследования механизмов передачи паттернов поведения взаимоотношений из поколения в поколение. Вклад М. Боуэна в развитие семейно! терапии. Теория семейных систем М. Боуэна. Функции симптоматического пове, семейной системе. Симптоматическое поведение как способ стабилизации семей] системы. Структура первого интервью с семьей. Терапевтические задачи первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадия первого инте} Присоединение к семье. Принцип нейтральности. Циркулярное интервью миланск< школы. Выявление терапевтического запроса. Формирование системной гипотезь Стратегии и техники семейной терапии. Концептуальные и практические навыю семейного психотерапевта. Игровые и рисуночные методы семейной психотерапевтической диагностики. Использование коммуникативных правил. Позитивная коннотация. Директивы в семейной терапии. Парадоксальные предписания. Техники семейной реконструкции. Универсальные принципы и многообразие способов семейных расстановок. Использование ресурсов группы в ] се

Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти
2017-07-14
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (psychologos Психологос)

Что интересного на портале?