Суперэго и негативное ядро – что же там в глубине нашей психики?

13Суперэго и негативное ядро – что же там в глубине нашей психики?
Суперэго и негативное ядро – что же там в глубине нашей психики?

В когнитивно-поведенческой терапии (Аарон Бек) есть такое понятие как «негативное ядро». При исследовании в ходе терапии негативных мыслей клиента о самом себе, в конце-концов все эти длинные мысли, фразы, представления о самом себе как человеке слабом, некрасивом, глупом и т.д., формулируемые длинными фразами, сокращаются до совсем коротких: Я – плохой, Я – слабый, Я – уродливый и т.д.

Работа сложная и неприятная. Обнаружить в глубине своей психике то, что именно так ты о себе думаешь – крайне неприятно, часто болезненно, хотя и терапевтично. Дальше уже и начинается непосредственно терапевтическая работа – конфронтация с этими представлениями о самом себе, развенчание этого убеждения и возвращения себе адекватной самооценки.

В концепции КПТ эти короткие мысли как раз и находятся в некоем «негативном ядре» (или представляют из себя негативное ядро).

Так как основное мое психологическое образование – психоаналитическое, и хотя я знакомился и изучал другие современные направления психотерапии: гештальт, уже упомянутый когнитивно-поведенческий подход, экзистенциальный и дазайн-анализ, и мне более привычна структурная модель психики, предложенная Фрейдом, тем не менее показалось интересным попробовать соотнести друг с другом два конструкта из разных психотерапевтических школ – а именно негативное ядро и Суперэго.

Напомню, что Супер-Эго (Фрейд использовал название Uber-Ich, то есть «Сверх-Я», слово Super-Ego придумал Уильям Джонс, когда переводил Фрейда на английский) – такая инстанция в психике человека, которая ответственна за контроль над его поведением, не дает инстинктивным желаниям человека, нарушающим нормы общественной морали в его поведении проявиться.

Суперэго содержит в себе интроецированные послания (в основном, родительские, но не только) объясняющие и указывающие, как человек должен себя вести в тех или иных жизненных ситуациях. В ходе психоаналитической терапии, эти послания всплывают в речи пациента (клиента) как долженствования. Ты должен вести себя скромно, не начинать есть первым, при прямом взгляде на тебя мужчины смущаться и отводить глаза и т.д., и т.д. Надо ли объяснять, что не всегда эти интроекты в жизни полезны? Воспринятые в детстве как абсолютные, универсальные для всех жизненных ситуаций, они часто делают наше поведение дезадаптивным, усложняют нам жизнь, вместо того, чтобы сделать ее легче и удобнее для нас. Так, например, девушка, носящая в себе интроекты о скромности (как приведенные выше), не может выстроить нормальные отношения с мужчинами, даже просто их начать.

В суперэго также находятся не только долженствования, но и оценки, иногда с этими долженствованиями связанные, иногда – нет. Ты слишком слабый, поэтому должен избегать конфликтов, ты не сможешь постоять за себя. Ты некрасивая, поэтому мальчики тобой интересоваться не будут.

То есть, в суперэго эти послания звучат со словом ты: Ты – некрасивая, ты – трусливый, слабый и т.д. Затем, каким-то образом эти послания (интроекты) перерабатываются психикой (ассимилируются), становятся частью Эго или личности уже со словом «я». Я – слабый, я – уродливый и т.д. И, если мы в этом месте смело соединим две конструкта из разных психологических школ, формируют негативное ядро.

Негативные послания взрослых (реже – сверстников) в детстве со словом «ты», трансформируются в негативное представление о самом себе в негативном ядре. Разумеется, это происходит в том случае, если ребенок (бессознательно, разумеется) согласился с такой оценкой себя взрослым и принял его правила поведения.

Для того, что сформировать негативные представления о себе, необязательно должно присутствовать именно такое прямое послание со словом «ты». В принципе, ребенок может сформулировать такое утверждение о самом себе и самостоятельно, в ответ на реакцию взрослого. Например, раздраженная мать, может, не дожидаясь, когда ребенок сам наконец завяжет шнурки, оттолкнуть его руки и завязать сама. «Я - неспособный что-то сделать самостоятельно», формулируется мысль у ребенка. Конечно, я здесь даю несколько упрошенную модель формирования негативных представлений о себе, все происходит не так просто и не так линейно, но общая схема примерно такова.

В терапии, неважно в каком подходе: КПТ, психоаналитической терапии и т.д., эти интроекты и я-концепции берутся в работу, клиент в совместной работе с терапевтом, во-первых, осознает их, во-вторых, их переоценивает, воочию увидев их ошибочность и то, как они мешают ему жить.

В данной статье мне было интересно рассмотреть именно соотнесенность друг с другом двух конструктов из разных психотерапевтических систем – суперэго и негативного ядра. На мой взгляд, это соотнесение в аднном контексте вполне корректно – в плане рассмотрения того, как «ты-послания» и долженствования из суперэго «перетекают», трансформируются негативные я-концепции негативного ядра психики.

Я умышленно называю и суперэго, и негативное ядро конструктами, поскольку, на мой взгляд, они являются не феноменами психики, а некоей метафорой, помогающей лучше понять процессы происходящие в психике. Метафора – неточное слово, конструкт – точнее.

За рамками статьи остается сам процесс трансформации «ты-послания» в «я-концепцию», возможно это тема дальнейших размышлений и тема какой-то будущей статьи, а, возможно, он уже описан кем-то из авторов и просто пока мною не изучен.

 

Пожалуйста, пишите свои комментарии и размышления на тему этой статьи или близкие темы. Будет интересно порассуждать вместе )

 

Францев Максим
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти

Поделиться:


Рекомендуем Вам похожие статьи:


2018-09-21
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?