Споры вокруг учения Фрейда

Споры вокруг учения Фрейда

Теория, сам подход и общекультурное наследие Зигмунда Фрейда вызывали и вызывают самые ожесточенные споры.

Интересно, что в России Фрейда знают и уважают гораздо более, чем Скиннера. В Америке - напротив, бихевиоризм и конкретно Скиннер гораздо более уважаемы, нежели Фрейд и фрейдизм. В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По почти единодушному мнению членов ассоциации, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер. Впрочем, З. Фрейд был назван вторым (Степанов С. Биография Берреса Фредерика Скиннера).

Фрейд повлиял на всю европейскую культуру, например, на Пруста, Джойса, Сартра, Дали, Пикассо. Влияние З. Фрейда как на академическую, так и на практическую психологию огромно.

От творчества З.Фрейда пошли:

  • собственно фрейдизм или классический психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта,
  • психоаналитическое направление, выводящее все моменты и проблемы взрослого человека из событий и переживаний его детства и, шире, - объясняющее, что поведение человека обусловлено скрытыми в нем самом психологическими причинами, которые он не осознает,
  • психодинамическое направление, которое связывает происходящее в душе человека с глубинной борьбой (динамикой) бессознательных сил.

Фрейдизм

В широком смысле слова, под «фрейдизмом» подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг.

Основные тезисы, по которым узнается фрейдизм:

  • Человек по своей природе эгоистичен, в основе всех поступков человека и всех его проблем, в конечном счете, лежат подавленные сексуальные желания (либидо). Невроз образуется в результате столкновения сексуальных желаний с невозможностью их удовлетворить. Символика сновидений и оговорок имеет преимущественно сексуальное значение (Фрейд З. Толкование сновидений, 1900).
  • Все дети проходят через Эдипов комплекс (Фрейд З. Анализ фобий пятилетнего мальчика (Случай Маленького Ганса, 1909).

Мальчики начинают желать свою мать и ненавидят отца как соперника, девочки аналогично направляют свои инцестуозные желания на мать, но вдобавок начинают испытывать зависть к пенису.

  • Развитие детской сексуальности проходит через пять фаз: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную (Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности, 1905).

Психоанализ

Психоанализ (в широком смысле этого слова) объясняет, что поведение человека обусловлено скрытыми в нем самом психологическими причинами, которые он не осознает.

Например, мы проанализировали поведение человека и поняли скрытые от него самого условные выгоды:

Мама ругается на дочь «бездельница», но сама же не пускает дочь работать. Почему? Потому что, на самом деле, бессознательно боится самостоятельности дочери, которая может ее оставить одну. - Это психоаналитический подход.

Или же подобным образом мы можем узнать причины значимых или повторяющихся в жизни другой нашей пациентки событий, которые, вероятнее всего, сформировали ее сегодняшние привычки, установки и эмоциональные реакции: оказывается, мама всегда говорила дочери «мужчинам доверять нельзя», и сегодня уже взрослая девушка избегает близких, доверительных отношений с мужчинами. Ее сегодняшнее поведение нам стало понятно - это тоже психоаналитический подход.

Психоанализ в более узком смысле, как психоаналитический подход - подход в психологии, когда основные моменты (и проблемы) взрослого поведения выводятся (объясняются) из событий и переживаний его детства.

Этот подход гораздо более широко распространен, чем фрейдизм, и понимается гораздо шире, нежели его трактовал З.Фрейд. Самые разнообразные детские запечатления (в том числе никак не связанные с сексуальными переживаниями) либо детские решения и привычки могут оказывать серьезное влияние на взрослую жизнь, и понять, «раскопать» эти детские влияния - задача психоанализа.

Тема важности материнской любви в детстве - это психоанализ, а не фрейдизм.

Психоанализ - не синоним бесспорного. Разговоры о родовой травме (Блюм Геральд. Психоаналитические теории личности. - М.: КСП, 1996) и ее влиянии на жизнь взрослого человека - не фрейдизм, но вариант очень спорного психоанализа. Можно и нужно спорить, влияют ли детские обиды и то, что вы кого-то не простили, на вашу жизнь сегодня - но нужно отдавать себе отчет, что это психоанализ.

Психодинамическое направление

Нередко психоаналитический подход именуют также психодинамическим подходом. Думается, это не совсем точно, между этими подходами есть некоторая разница.

Психодинамический подход - подход, согласно которому все происходящее на поверхности, в больной или здоровой психике человека, определяется глубинной динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики (Психодинамический подход берет начало от классического психоанализа (Фрейд З. — Freud S.)

При этом в психодинамическом подходе априорно не утверждается, что глубинная динамика - это обязательно столкновение первичных сексуальных влечений с принципом реальности. Это могут быть самые разнообразные влечения (как подросткового периода, так и разные социально неприемлемые влечения и убеждения, сформировавшиеся уже у взрослого человека). В этом случае разобраться в этих конфликтах, осознать их - задача психодинамического подхода, но фрейдизм здесь ни при чем.

Стремление к превосходству, комплекс неполноценности (Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997) - это психодинамический подход, но не фрейдизм. Отечественная личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, основанная на психологии отношений В.Н. Мясищева - разновидность психодинамической психотерапии (В.Н. Мясищев. Психические особенности человека. Характер, способности. Т. 1-2, 1957 (совм. с А. Г. Ковалевым). Экзистенциально-гуманистическая психотерапия - аналогично.

Психодинамический подход – также не синоним бесспорного. Разговоры о прошлых жизнях и их влиянии на вашу жизнь сегодня (трансперсональная психология (Друри Н. Трансперсональная психологи., 2001) - не фрейдизм и не психоанализ, но вариант очень спорного психодинамического подхода.

В психоаналитическом и психодинамическом подходе работали К. Юнг, А. Адлер, О. Ранк, Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм и многие другие. Сегодня в практической психологии в рамках этих подходов работают (назовем наиболее известные школы и направления): транзактный анализ (Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. Серия: Мастерская человека. Издательство: ЛИТУР, 2004 г), психодрама (Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001), (как ее разновидность - системные расстановки (Берт Хеллингер. "Порядки любви: разрешение системно-семейных конфликтов и противоречий". Перевод с немецкого Ингрид Рац. Москва, Издательство Института психотерапии, 2001) и телесно-ориентированная психотерапия (Пёрлз Ф. Практика гештальттерапии. Перевод М.П. Папуша. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001).

Анализ фрейдизма

Анализируя учение Фрейда, не следует путать три существенно разные вещи: фрейдизм, психоанализ и психодинамический подход. Разные специалисты могут к этим направлениям относиться диаметрально противоположно и вполне реальна ситуация, когда кому-то из учения Фрейда близко и кажется ценным одно, но не близко и кажется спорным, а то и абсурдным, другое. Далее мы разбираем собственно фрейдизм, не касаясь напрямую психоаналитического и психодинамического подхода.

Итак,

Научность используемых понятий

Можно ли утверждать, что основные понятия фрейдизма могут быть названы научными понятиями?

Имеющиеся данные говорят, скорее, о том, что введенные З. Фрейдом понятия не имеют определенного научного содержания и относятся к области поэзии и мифологии.

Основным критерием «научности» какой-либо теории является ее эмпирическая проверка. Ортодоксальный психоанализ не имеет ни одного эмпирического подтверждения. Более того, он имеет множество экспериментальных опровержений. В частности, постулаты психоанализа противоречат «фундаментальной ошибке атрибуции» (невозможности предсказания поведения человека на основе его личностных характеристик) и экспериментах в сфере социальной психологии, показавших незначительность долговременных последствий пережитого в детстве сексуального или физического насилия, крайне незначительное влияние семейной ситуации в период детства на поведение и жизнь взрослого и др.

«Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956)» (Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999).

Лабораторные опыты показали, что процессы, происходящие в подсознании, не имеют ничего общего с теми процессами, которые описывает теория психоанализа (Kihistrom, 1998).

Не существует эмпирических свидетельств ни одного из положений психоаналитической теории, таких как идея, что развитие проходит через оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадию, или что маленькие мальчики испытывают страсть к матери, ненавидят и боятся своих отцов. Нет эмпирических свидетельств того, что механизмы, которыми психоанализ достигает своих целей, — такие, как перенос и катарсис — действительно опираются на теорию (Джон Ф. Килстром. Фрейдизм уже не жив. Статья была подготовлена для Hilgard’s Introduction to Psychology.New York: Harcourt Brace Jovanovich, 2000. http://archive.psychologos.ru/Фрейдизм _уже_не_жив).

Одно дело сказать, что неосознаваемые мотивы играют роль в поведении. И совсем другое - утверждать, что все наши мысли и действия направляются подавленными сексуальными и агрессивными побуждениями; что дети испытывают эротические чувства к родителю противоположного пола; и что маленькие мальчики враждебны по отношению к отцу, которого они считают соперником в борьбе за привязанность матери.

Неосознаваемые воспоминания, обнаруженные в лабораторных исследованиях автоматизма и имплицитной памяти, совершенно не похожи на неосознаваемые воспоминания в психоаналитической теории.

Реальный лечебный эффект

Многие исследователи творчества З. Фрейда утверждают, что Фрейд неоднократно прибегал к фальсификациям, рассказывая об эффективности используемых им методик.

Одно из известных и наиболее блестящих выздоровлений, как указывает автор, произошло с «человеком с волками», названным так, потому что его невроз начался со сна, в котором он видел белых волков. Фрейд поспешил сделать заключение, что эти белые волки символизируют нижнюю одежду матери и отца. Этот пациент был позже опрошен психологом и австрийским журналистом, которые обнаружили, что при&#

Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти
2017-07-14
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (psychologos Психологос)

Что интересного на портале?