Система образования. История и современность

Система образования. История и современность

​​​​​​​

Данная работа будет интересна всем, кто интересуется системой образования: ее происхождением, становлением и развитием. Кто, как, когда и зачем создал нынешнюю систему образования, какие есть, были или могут быть альтернативы. Что можно сделать для того, чтоб существующая система стала работать эффективнее. Работа будет полезна руководителям учреждений образования, преподавателям, студентам, родителям учащихся, а также всем, кого интересует данная тема.

В настоящее время уровень развития технологий, а не наличие природных ресурсов, определяет благосостояние стран «золотого миллиарда». Другими словами, благосостояние нации определяет исключительно ее интеллектуальный потенциал. Наиболее яркими примерами этого являются Япония, Южная Корея, США, Израиль, Англия и т.п. – наиболее развитые страны, более 2/3 валового внутреннего продукта которых составляют уже нематериальные блага.

Состояние государства – это одновременно и причина и следствие работы системы образования. А история государства, его современность и будущее – одно неразрывное целое с историей и современностью образования. В конечном итоге история и есть частью образования, как и право, экономика, экология, медицина и другие предметы.

История образования

От истоков до средневековья

Выживает сильнейший. В жестокой борьбе за выживание самым приспособленным организмом на планете оказался человек. В силу принципиальной особенности высшей нервной деятельности человека, а также анатомического строения, которое в полной мере позволило реализовать свойства человеческой нервной системы. Нужно отметить, что обучаться способен не только человек, но и все виды животных обладающие нервной системой, в разной степени способны к обучению. Обучение – наиболее эффективная и быстрая форма адаптации к окружающей среде. Однако способность к обучению у человека несопоставимо выше благодаря способности к использованию «вторичной сигнальной системы» – слова. Обучение во все времена имело целью подготовку к условиям жизни. Изначально обучение человека происходило в повседневной деятельности и общении. Около 7 тыс. лет до н.э. произошли качественные изменения в культурном развитии: человек переходит от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, развивает свое умение обрабатывать камень, изготавливать новые орудия труда, научается ткать полотно и лепить посуду. Эти изменения в хозяйственной жизни потребовали специальных практических знаний, трудовых умений и навыков, усвоение которых стало возможным лишь с помощью специальной подготовки. Совершенствование трудовой деятельности и орудий труда приводило к дальнейшему разделению труда и изменению процесса обучения.

Дальнейшее накопление знаний, появление письменности и усложнение социального устройства послужило причиной дальнейшей эволюции обучения. С появлением первых государств создаются первые специализированные учреждения для подготовки детей. Первые из них были основаны в Месопотамии (Вавилон) и Египте около трех тысяч лет до н.э., и назывались домами табличек (Вавилон) или домами писарей (Египет). Значительно позже применяют слово школа (schole), которое в переводе с древнегреческого языка означает место для досуга, отдыха. Учебные заведения для подготовки молодежи изначально были тесно связаны с государством: почти все они находились при храмах, в государственных учреждениях.

В стародавнем мире выделяют древневосточную систему образования (Египет, Вавилон, Индия, Китай) и более новую древнегреческую (Греция, Рим).

В основе древневосточной системы образования – повторение прошлого, подражание, овладение письменностью. Древнегреческая система впервые предложила идею гармонично развитой личности. В древнегреческой системе образования впервые была сформулирована идея индивидуального развития: постоянного совершенствования, стремления к идеалу. Именно в то время определяется возраст начала целенаправленного и системного обучения – 6-7 лет. (Следует также отметить, что именно в этом возрасте у ребенка сформировывается так называемая «черная субстанция головного мозга» – участок мозга, отвечающий за тонкие движения пальцев.)

В древнегреческой системе воспитания выделяют спартанское, афинское и римское воспитание.

Спартанское воспитание было направлено на воспитание воина и преданного государству гражданина. Образование было единым и обязательным для всех детей. Школы Спарты были государственными.

В основе афинского воспитания был идеал эстетически развитой личности, что умела декламировать, петь, играть, танцевать, имела эстетически красивое тело. Впервые поставлена цель всестороннего развития личности (калокагатии (греч. kalokagathia, от kalos – прекрасный и agathos – добрый) – идеал умственно, морально, физически и эстетически развитой личности). Образование было разнотипным (грамматическим, музыкальным, гимназическим). Школы Афин были частными.

Римское воспитание было направлено на воспитание преданного государству гражданина. Частные школы находились под контролем государства. Образование имело в основном гуманитарную (филологическую) направленность для воспитания государственного служащего. В целом римское воспитание походило на афинское, но как основная ценность рассматривалось государство, а не личность.

В IV-V ст. в Западной Европе произошел общественно-исторический кризис: распад Римской империи и образование варварских государств, которые и заложили основы национальных государств. Происходит формирование новой духовности – Христианства.

В эпоху Средневековья церковь играла решающую роль: она определяла идеологию, культуру, искусство, науку, именно духовенство было единственным образованным классом. В это время вся организация воспитания и образования находится в руках церкви. На смену светскому образованию Античности приходит церковное образование Средневековья. Для удовлетворения существующих потребностей создается определенная система образования. Школы создавались при монастырях и разделялись на внутренние и внешние. Во внутренних школах передавались знания лицам духовного сана, и осуществлялась подготовка духовенства, внешние служили для воспитания прихожан в духе религиозных идей.

Содержание образования полностью определялось задачами школ. С целью перевоспитания прихожан, их обучали Закону Божьему, чтению и хоровому пению. Духовенство овладевало полным курсом средневековых наук – «семью вольными искусствами», которые включали грамматику (латынь), диалектику (науку дискуссий), риторику (красноречие), арифметику, геометрию, астрономию (астрологию), музыку.

Основным признаком содержания образования был его религиозный характер, а позже, в XI ст., религиозно-схоластический. Для организации обучения в монастырских школах также характерно индивидуальное обучение разных по возрасту и знаниям детей. В эпоху средневековья обучающая книга приобретает свое нынешнее значение. Основными методами обучения в Средневековье считалось заучивание на память религиозных трактатов – догматический метод; а также формальный диалог (вопрос-ответ), который получил название – катехизисный метод, так как ответы детьми заучивались на память из религиозных книг. Также в эпоху средневековья в конце XII – начале XIII ст. в системе образования происходит выделение высшего образования. Появляются первые университеты (от лат. universitas – совокупность) в Болонье, Париже, Оксфорде и Кембридже. Церковь создает собственные университеты – Сорбонна (от имени основателя Р. де Сорбонна, духовного наставника Людовика IX, также в Париже), Краков.

Образование Киевской Руси

В 882 году произошло объединение восточных славян в единое раннефеодальное государство – Киевскую Русь. Расцвет и усиление державы Киевская Русь приходится на IX – XI столетия. С ее усилением возникает необходимость в образованных работниках, которые способны вести учет земель, запись исторических событий (летопись), составлять законы, поддерживать дипломатические связи с другими державами.

В 988 году официальной государственной религией Киевской Руси становится Христианство в форме византийского Православия. Этот важный акт позволил расширить и закрепить связи Руси с Византией и странами Западной Европы. Для этого периода характерно возникновение новой азбуки – кириллицы, созданной болгарами Кириллом и Мифодием, хотя письменность на территории Киевской Руси была известна еще в VI-VIII столетиях.

С развитием общества, новый политический статус потребовал создания школ, в которых готовили детей знати и духовенства. В летописи (988) пишется о том, что вместе со строительством церквей князь Владимир стал собирать детей «нарочитои чади» на книжное учение. Это указывает на то, что в 988 году князь Владимир создает первую дворцовую школу, куда и отдает детей бояр и своих сынов.

Суть понятия «книжное учение» в том, что это не просто обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось, на то время, серьезное образование. Дворцовая школа Владимира была государственным учебным заведением высокого уровня и содержалась за счет княжеской казны. В XI столетии школы «книжного учения» открываются во всех крупных городах Киевской Руси. Наивысшего расцвета культура и образование получают при Ярославе Мудром, который осознавал великое значение обучения и воспитания в жизни общества. Он приглашает в Киев переводчиков и специалистов переписи греческих книг. При Софиевском соборе в 1037 году создается большая библиотека и мастерская по переписи книг, которые стали фундаментальной учебной базой школы. В школе Ярослава Мудрого при Софиевском соборе изучали 17 дисциплин, по сути, это было высшее учебное заведение, которое имело международное признание и значение. При дворе Ярослава воспитывались дети многих европейских монархов. В частности сыновья английского короля Эдуард и Эдвин, венгерские королевичи Андрей и Левинтэ, датский королевич Герман, польский Вистрим и др. С 1068 года на Руси начали распространяться монастырские школы. Но при монастырях школы были лишь внутренними и ограничивались обучением лишь тех, кто пополнял ряды монахов. В конце XI – в начале XII веков в памятках древнерусской письменности возникает понятие «учение грамоты», под которым понимали обучение детей чтению, письму, счету и пению. По объему знаний «учение грамоты» было равнозначным элементарному начальному образованию. Содержались школы грамоты на Руси на средства родителей. Официальная педагогическая концепция находит свое место в письменных источниках: летописях, изборниках, уставах, сказаниях, хрониках, овеянных христианскими идеалами. Лучшее педагогическое творение Киевской Руси – «Повчання князя Володимира Мономаха дитям».

В XII столетии в Киевской Руси формируется соответствующая система образования, которая включает элементарное и профессиональное обучение, и высшее образование (школа Ярослава Мудрого). Исторические источники домонгольского периода свидетельствуют, что уровен&#

Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти
2017-07-14
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (psychologos Психологос)

Что интересного на портале?