Самопознание и развитие личности

6Самопознание и развитие личности
Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности

Мне приходится часто отвечать себе и другим на вопрос: зачем изучать психологию всем? Этот вопрос люди чаще задают мне, чем кому-то другому. Это и понятно, потому что уже 10 лет, как я создал и возглавляю Балтийский институт психологии, продвигаю и пропагандирую психологический ликбез и всеобуч. Для специалистов в области психологии этот вопрос тоже интересен, потому что и они спрашивают, стоит ли им приходить к нам на учебу, если они уже получили диплом психолога. Ответу на этот вопрос я и хочу посвятить цикл статей о практической психологии. Я буду давать и прямой ответ и буду делать экскурсы в разные направления психики и психологии, которым нет конца. Если мир бесконечен, то и психика, отражающая его также бесконечна. Первый совет: не пытайтесь понять себя и других до конца, это занятие полезное, но неблагодарное: как только вы что-то начнете понимать про себя, так это «себя» и меняется, как вы только начнете понимать что-то про мир, так этот мир сразу потребует нового понимания. Познавайте, но примите, что не познаете.

Ежедневно люди сталкиваются с жизненными проблемами и трудностями, с необходимостью принимать решения. Справиться с проблемами, рассортировать их по категориям сложности и важности, отделить их от ситуативных задач, да и еще переработать огромное количество информации, поступающей ежеминутно из окружающей среды, под силу только тренированным людям. Остальные постепенно превращаются в комок нервов, который может взорваться без предупреждения и с непредсказуемыми последствиями. Много несчастий приносит людям незнание элементарных правил психопрофилактики и психогигиены. Эти два слова, на первый взгляд, сложны и специальны. В них слышится неприятная из детских воспоминаний обязанность делать что-то нежелательное. Но, если вдуматься в эти слова, можно почувствовать заботу о себе любимом. Причем, когда проанализируешь, что все-таки кроется за ними, то получится, как в простой аксиоме: ничто не дается нам так легко и не ценится так дорого, как вежливость.

Обучая себя и своих детей вежливости и тактичности, мы занимаемся психопрофилактикой нанесения психических травм другим людям. Обучая вежливости и тактичности, мы прививаем себе и своим детям элементарные правила психогигиены. Можно добавить лозунги: «Психогигиена – залог здоровья семьи и нации!» и «Психопрофилактика дешевле психотерапии!».

Хорошо и легко говорить само собой разумеющиеся вещи, твердить банальные истины. Множество изданных книг и учебников типа «Как заработать миллиард», «Как похудеть за три часа», «Как изменить свою оставшуюся жизнь к лучшему за 6 шагов» и т.д. и т.п. также являются показательным явлением такого подхода. Читая эти книги, начинаешь понимать, что, в принципе, всего легко добиться в этой жизни, даже не сходя с собственного дивана. Но, по большей части, это получается лишь в наших фантазиях.

Все мы понимаем, что быть вежливыми очень приятно, а быть тактичными еще и полезно, как самому носителю этой черты характера, так и окружающим его людям. Быть взаимно вежливым легко, если первый проявил вежливость не ты сам, а другой. Вторым быть вежливым более легко, потому что «спасибо» на «спасибо», «спасибо» на «пожалуйста» легче произносить, чем «спасибо» на «подвинься» или «пожалуйста» на «куда прешь». Исходя из вышенаписанного, что вежливость не что иное, как психопрофилактика, мы сможем рассмотреть психолгию как самую перспективную науку прикладного характера в ближайшем будущем.

Известный фантаст Герберт Уэльс в начале прошлого (ХХ) века сказал, что грядущий век будет веком психологии. Как любой фантаст он смотрел далеко вперед и ошибся на один век. Именно ХХI век станет (а может Уэльс и имел ввиду его) веком психологии и к его концу где-то в 2099 году всеобщая вежливость будет также распространена, как и преподавание психологи в школе. Человечество неизбежно придет к особым формам общения, чтобы не травмировать душу своего легкоранимого однопланетянина, так как психика человека не может быстро перестраиваться под воздействие на организм научно-технического прогресса (НТП). Неврозы, ожирение и связанные с этим заболевания – это ответная реакция организма человека на невозможность перестройки под быстро меняющиеся условия обитания. Если развитие человека в современный вид пришло где-то 10 миллионов лет назад, то скорость НТП за последние 2 столетия перекрывает все мыслимые и немыслимые адаптивные возможности организма, хотя скачкообразный тип эволюционных изменений (примерно в 2 раза выше требуемых) и позволил мозгу человека (если не брать во внимание возможность привнесения разума из вне) быть способным перерабатывать такое количество информации. Причем психика не готова перерабатывать информацию так быстро. И, если глаз человека миллионы лет был способен перерабатывать отражение меняющих картин со скоростью движение зрачка или ходьбы человека (не считая падений с круч), то теперь езда на автомобилях, поездах, катерах и т.д. и т.п. и сопутствующая этой езде смена картин со скоростью в несколько раз превышающих норму, приводит к накоплению сенсорной избыточности информации, что также вредно для психики как и ее недостаток. Это небольшой научный фактик приводит к размышлениям, что психика требует пристального изучения с одной стороны и охраны ее всевозможными методами с другой стороны.

Психологическая тренировка людей станет в ближайшем будущем такой нормой, как и утренняя гимнастика. Правда, с такими же суррогатами замены, как электровибраторы для мышц и упражнения типа «за 2 недели – стальные мышцы и тонкая талия и крепкие нервы», не приводящие к положительным эффектам и приносящие чаще вред психике человека. Необходимость тренировки психики станет подтверждаться и принятием законов о взаимной вежливости, которые уже сейчас подразумевают снисхождение при состояниях аффекта, хотя это состояние очень сложно оценить при различных психотипах людей. Не говоря уж о возмещении морального вреда.

Не говоря уж о рекламе. Ее воздействие требует пристального внимания управленцев с привлечением психологов-экспертов. Скорее всего нам будет необходима специальная тренировка на реагирование на рекламу, хотя, в конечном счете, придется запретить размещение рекламы в средствах массовой информации и перенести ее полностью в рекламные издания. Меньше будет неврозов и психических заболеваний, включая алкоголизм, табакокурение, наркоманию и сексуальные расстройства. Постепенно в этом отношении рынок выравняется при создании равных условий для всех рекламодателей.

Отношения между людьми будут носить, как бы мы сейчас сказали, цивилизованный характер. Люди будут более вежливы и тактичны, так как такое поведение (как и сейчас) будет олицетворять высокий уровень подготовки и принадлежность к определенным кругам социальной иерархии, которая будет строится не по признаку материального достатка, а по уровню образованности и творческого самовыражения. В своем роде творческие и интеллектуальные династии начнут формироваться уже сейчас. Самые продвинутые (осознанные) в области мыследеятельности и творчества индивиды будут создавать свои общества, которые и будут определять развитие сознания и жизни. Поэтому в дальнейшем человечество будет отходить от принципов обязательного образования; наоборот, функции бытового образования, которые постепенно на себя берет телевидение и интернет, перестанут быть частью школьной программы. Каждый человек будет самообразовываться не выходя из дома, без напряжения просматривая телевизор или уйдя в виртуальную сеть-паутину домашнего компьютера. Такое образование, которое мы и наши дети получают сейчас, канет в Лету. Образовательные программы в учебных заведениях будут нацелены на практическое овладение навыками и умениями свободного творчества и оптимальной мыследеятельности. Возродится философия – занаучное знание. Она поможет человечеству удержать мир от насилия и бессмертия, как вида бессмысленности. В основном, будет эпоха соревновательности смыслов существования, творчества и прогресса.

Психология, как уже говорилось выше, будет одной из важнейших дисциплин, помогающей адаптироваться и самореализоваться человеку в среде информационного общества без ущерба для своего психического здоровья и поэтому навсегда исчезнут болезни (а их процентов 90 из всех известных), спровоцированные расстройством нервной системы.

Подводя итог всему вышесказанному и возвращаясь к обсуждаемой теме самопознания - от простого психологического знания к сложным процессам психики, мне хочется отметить, что постоянное удерживание рамки психопрофилактики (как проявление внимания к другому человеку, и наоборот) и психогигиены (самопознания и самопринятия) позволит уже сейчас вести работу по распространению и развитию психологической грамотности населения, к чему и призываем всех психологов, работающих в образовании, медицине, управлении и других социальных областях.

 

Иван КОТВА

Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти

Поделиться:


2012-01-16
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?