Энциклопедия психологических терминов

Результаты поиска: беседа [8 терминов с несколькими значениями каждый]


БЕСЕДА




БЕСЕДА
в психологии - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться - и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент - привлечение к сотрудничеству;




БЕСЕДА
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




БЕСЕДА
метод исследования, который позволяет непосредственно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодействия посредством постановки вопросов, касающихся предмета изучения.




БЕСЕДА
направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.




БЕСЕДА
метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.




БЕСЕДА
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




БЕСЕДА
в психологии) - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.




БЕСЕДА
один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Благодаря методу Б. получают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении человеком тех или иных операций. Для этого необходимо применение специально разработанного плана Б. в зависимости от психологических особенностей обследуемых. Виды Б.— сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.




БЕСЕДА
метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.




БЕСЕДА
Один из важных методов диагностики и терапии, предусматривающий прямое или косвенное получение от испытуемого устной информации о нем. «Раскрываясь» во время Б., больной часто сам осознает причины своего состояния, что широко используется как прием психоанализа в психотерапии.




ГИПНОЗ-БЕСЕДА




ГИПНОЗ-БЕСЕДА
в психологии - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться - и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент - привлечение к сотрудничеству;




ГИПНОЗ-БЕСЕДА
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




ГИПНОЗ-БЕСЕДА
метод исследования, который позволяет непосредственно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодействия посредством постановки вопросов, касающихся предмета изучения.




ГИПНОЗ-БЕСЕДА
направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.




ГИПНОЗ-БЕСЕДА
метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.




ГИПНОЗ-БЕСЕДА
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




ГИПНОЗ-БЕСЕДА
в психологии) - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.




ГИПНОЗ-БЕСЕДА
один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Благодаря методу Б. получают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении человеком тех или иных операций. Для этого необходимо применение специально разработанного плана Б. в зависимости от психологических особенностей обследуемых. Виды Б.— сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.




ГИПНОЗ-БЕСЕДА
метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.




ГИПНОЗ-БЕСЕДА
Один из важных методов диагностики и терапии, предусматривающий прямое или косвенное получение от испытуемого устной информации о нем. «Раскрываясь» во время Б., больной часто сам осознает причины своего состояния, что широко используется как прием психоанализа в психотерапии.




ГИПНОЗ-БЕСЕДА

En.: Conversational (hypnosis)




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
в психологии - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться - и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент - привлечение к сотрудничеству;




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
метод исследования, который позволяет непосредственно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодействия посредством постановки вопросов, касающихся предмета изучения.




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
в психологии) - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Благодаря методу Б. получают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении человеком тех или иных операций. Для этого необходимо применение специально разработанного плана Б. в зависимости от психологических особенностей обследуемых. Виды Б.— сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
Один из важных методов диагностики и терапии, предусматривающий прямое или косвенное получение от испытуемого устной информации о нем. «Раскрываясь» во время Б., больной часто сам осознает причины своего состояния, что широко используется как прием психоанализа в психотерапии.




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ

En.: Conversational (hypnosis)




БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ
метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Также - терапевтический метод при оказании помощи психологической. В психиатрии и психологии медицинской применяется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В психоанализе применяется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к самым свободным формам беседы, ибо поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и пр.). Существенная предпосылка успешности беседы клинической - установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам клиента, находчивости. Иногда беседа может дать непосредственный психотерапевтический эффект; .при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход беседы строятся на предварительных данных диагноза.




Правоохранительная беседа профилактическая




Правоохранительная беседа профилактическая
в психологии - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться - и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент - привлечение к сотрудничеству;




Правоохранительная беседа профилактическая
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




Правоохранительная беседа профилактическая
метод исследования, который позволяет непосредственно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодействия посредством постановки вопросов, касающихся предмета изучения.




Правоохранительная беседа профилактическая
направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.




Правоохранительная беседа профилактическая
метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.




Правоохранительная беседа профилактическая
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




Правоохранительная беседа профилактическая
в психологии) - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.




Правоохранительная беседа профилактическая
один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Благодаря методу Б. получают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении человеком тех или иных операций. Для этого необходимо применение специально разработанного плана Б. в зависимости от психологических особенностей обследуемых. Виды Б.— сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.




Правоохранительная беседа профилактическая
метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.




Правоохранительная беседа профилактическая
Один из важных методов диагностики и терапии, предусматривающий прямое или косвенное получение от испытуемого устной информации о нем. «Раскрываясь» во время Б., больной часто сам осознает причины своего состояния, что широко используется как прием психоанализа в психотерапии.




Правоохранительная беседа профилактическая

En.: Conversational (hypnosis)




Правоохранительная беседа профилактическая
метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Также - терапевтический метод при оказании помощи психологической. В психиатрии и психологии медицинской применяется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В психоанализе применяется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к самым свободным формам беседы, ибо поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и пр.). Существенная предпосылка успешности беседы клинической - установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам клиента, находчивости. Иногда беседа может дать непосредственный психотерапевтический эффект; .при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход беседы строятся на предварительных данных диагноза.




Правоохранительная беседа профилактическая
один из методов оказания предупредительного воздействия на профилактируемых лиц. Психол. содержание П. б. п. состоит в контроле поведения профилактируемого и диагностике состояния его антисоциальных и криминогенных установок. Главное - выяснение наличия криминогенного потенциала в особенностях текущей жизненной ситуации, степени его осознания собеседников, наличие вариантов поведения и вероятность актуализации и выбора правопослушных. Исходя из этой направленности П. б. п., специалисту необходимо владеть навыками диагностики и прогнозирования асоциальных и/или криминальных форм поведения, а также их своевременного купирования. Осн. диагностическим признаком криминогенного состояния является наличие признаков зависимости профилактируемого лица от психотравмирующих факторов и обстоятельств - долговых, корпоративных, статусных (особенно неформальных) обязательств, родственных связей и пр. Осн. негативное влияние идет со стороны именно этих факторов, - чем жестче зависимость от них, тем опаснее состояние лица. Важно выявить эти факторы в конкретной, персонифицированой форме, что нередко вызывает сильное сопротивление со стороны профилактируемого. Существенно также наличие регламента в текущий момент жизни - целей, планов, обязанностей, ответственности. Любые ситуации неопределенности заполнения личного времени диагностически неблагоприятны. В итоге необходимо установить психол. позицию профилактируемого лица в реально складывающейся жизненной ситуации с целью выбора, при необходимости, методов и средств их коррекции. Е. Г. Самовичев


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
в психологии - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться - и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент - привлечение к сотрудничеству;




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
метод исследования, который позволяет непосредственно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодействия посредством постановки вопросов, касающихся предмета изучения.




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
в психологии) - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Благодаря методу Б. получают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении человеком тех или иных операций. Для этого необходимо применение специально разработанного плана Б. в зависимости от психологических особенностей обследуемых. Виды Б.— сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Один из важных методов диагностики и терапии, предусматривающий прямое или косвенное получение от испытуемого устной информации о нем. «Раскрываясь» во время Б., больной часто сам осознает причины своего состояния, что широко используется как прием психоанализа в психотерапии.




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

En.: Conversational (hypnosis)




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Также - терапевтический метод при оказании помощи психологической. В психиатрии и психологии медицинской применяется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В психоанализе применяется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к самым свободным формам беседы, ибо поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и пр.). Существенная предпосылка успешности беседы клинической - установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам клиента, находчивости. Иногда беседа может дать непосредственный психотерапевтический эффект; .при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход беседы строятся на предварительных данных диагноза.




ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
один из методов оказания предупредительного воздействия на профилактируемых лиц. Психол. содержание П. б. п. состоит в контроле поведения профилактируемого и диагностике состояния его антисоциальных и криминогенных установок. Главное - выяснение наличия криминогенного потенциала в особенностях текущей жизненной ситуации, степени его осознания собеседников, наличие вариантов поведения и вероятность актуализации и выбора правопослушных. Исходя из этой направленности П. б. п., специалисту необходимо владеть навыками диагностики и прогнозирования асоциальных и/или криминальных форм поведения, а также их своевременного купирования. Осн. диагностическим признаком криминогенного состояния является наличие признаков зависимости профилактируемого лица от психотравмирующих факторов и обстоятельств - долговых, корпоративных, статусных (особенно неформальных) обязательств, родственных связей и пр. Осн. негативное влияние идет со стороны именно этих факторов, - чем жестче зависимость от них, тем опаснее состояние лица. Важно выявить эти факторы в конкретной, персонифицированой форме, что нередко вызывает сильное сопротивление со стороны профилактируемого. Существенно также наличие регламента в текущий момент жизни - целей, планов, обязанностей, ответственности. Любые ситуации неопределенности заполнения личного времени диагностически неблагоприятны. В итоге необходимо установить психол. позицию профилактируемого лица в реально складывающейся жизненной ситуации с целью выбора, при необходимости, методов и средств их коррекции. Е. Г. Самовичев


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и осознания психологических явлений на основе вербального (словесного) общения между психотерапевтом и пациентом.

П. б. в соответствии с поставленными задачами выполняет различные функции: коммуникативную, диагностическую, информативную и лечебную. П. б. может быть по направленности содержания свободной (по типу исповеди) и структурированной конкретными ее задачами.




Светская беседа




Светская беседа
в психологии - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться - и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент - привлечение к сотрудничеству;




Светская беседа
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




Светская беседа
метод исследования, который позволяет непосредственно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодействия посредством постановки вопросов, касающихся предмета изучения.




Светская беседа
направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.




Светская беседа
метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.




Светская беседа
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




Светская беседа
в психологии) - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.




Светская беседа
один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Благодаря методу Б. получают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении человеком тех или иных операций. Для этого необходимо применение специально разработанного плана Б. в зависимости от психологических особенностей обследуемых. Виды Б.— сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.




Светская беседа
метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.




Светская беседа
Один из важных методов диагностики и терапии, предусматривающий прямое или косвенное получение от испытуемого устной информации о нем. «Раскрываясь» во время Б., больной часто сам осознает причины своего состояния, что широко используется как прием психоанализа в психотерапии.




Светская беседа

En.: Conversational (hypnosis)




Светская беседа
метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Также - терапевтический метод при оказании помощи психологической. В психиатрии и психологии медицинской применяется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В психоанализе применяется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к самым свободным формам беседы, ибо поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и пр.). Существенная предпосылка успешности беседы клинической - установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам клиента, находчивости. Иногда беседа может дать непосредственный психотерапевтический эффект; .при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход беседы строятся на предварительных данных диагноза.




Светская беседа
один из методов оказания предупредительного воздействия на профилактируемых лиц. Психол. содержание П. б. п. состоит в контроле поведения профилактируемого и диагностике состояния его антисоциальных и криминогенных установок. Главное - выяснение наличия криминогенного потенциала в особенностях текущей жизненной ситуации, степени его осознания собеседников, наличие вариантов поведения и вероятность актуализации и выбора правопослушных. Исходя из этой направленности П. б. п., специалисту необходимо владеть навыками диагностики и прогнозирования асоциальных и/или криминальных форм поведения, а также их своевременного купирования. Осн. диагностическим признаком криминогенного состояния является наличие признаков зависимости профилактируемого лица от психотравмирующих факторов и обстоятельств - долговых, корпоративных, статусных (особенно неформальных) обязательств, родственных связей и пр. Осн. негативное влияние идет со стороны именно этих факторов, - чем жестче зависимость от них, тем опаснее состояние лица. Важно выявить эти факторы в конкретной, персонифицированой форме, что нередко вызывает сильное сопротивление со стороны профилактируемого. Существенно также наличие регламента в текущий момент жизни - целей, планов, обязанностей, ответственности. Любые ситуации неопределенности заполнения личного времени диагностически неблагоприятны. В итоге необходимо установить психол. позицию профилактируемого лица в реально складывающейся жизненной ситуации с целью выбора, при необходимости, методов и средств их коррекции. Е. Г. Самовичев


Светская беседа
Основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и осознания психологических явлений на основе вербального (словесного) общения между психотерапевтом и пациентом.

П. б. в соответствии с поставленными задачами выполняет различные функции: коммуникативную, диагностическую, информативную и лечебную. П. б. может быть по направленности содержания свободной (по типу исповеди) и структурированной конкретными ее задачами.




Светская беседа
легкий разговор на непроблемные или не слишком проблемные темы, который положено вести на встречах (вечерах, балах и т. п.) в обществе высокопоставленных воспитанных людей. Предписывается нацеленность каждого участника на то, чтобы радовать собеседника, никак не расстраивать его, не вызывать неприятных эмоций, соблюдать все правила тактичности и этикета; однако в реальности нередко общение приобретает характер сплетен, подлинная сердечность заменяется пустыми формально-вежливыми выражениями, любезностями. См. изображения этого в произведениях Л. Толстого, И. Тургенева, М. Лермонтова, А. Пушкина, А. Грибоедова. Ср. бонтон, maniиre de dire.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
в психологии - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться - и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент - привлечение к сотрудничеству;




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
метод исследования, который позволяет непосредственно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодействия посредством постановки вопросов, касающихся предмета изучения.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
в психологии) - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Благодаря методу Б. получают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении человеком тех или иных операций. Для этого необходимо применение специально разработанного плана Б. в зависимости от психологических особенностей обследуемых. Виды Б.— сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
Один из важных методов диагностики и терапии, предусматривающий прямое или косвенное получение от испытуемого устной информации о нем. «Раскрываясь» во время Б., больной часто сам осознает причины своего состояния, что широко используется как прием психоанализа в психотерапии.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко

En.: Conversational (hypnosis)




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Также - терапевтический метод при оказании помощи психологической. В психиатрии и психологии медицинской применяется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В психоанализе применяется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к самым свободным формам беседы, ибо поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и пр.). Существенная предпосылка успешности беседы клинической - установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам клиента, находчивости. Иногда беседа может дать непосредственный психотерапевтический эффект; .при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход беседы строятся на предварительных данных диагноза.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
один из методов оказания предупредительного воздействия на профилактируемых лиц. Психол. содержание П. б. п. состоит в контроле поведения профилактируемого и диагностике состояния его антисоциальных и криминогенных установок. Главное - выяснение наличия криминогенного потенциала в особенностях текущей жизненной ситуации, степени его осознания собеседников, наличие вариантов поведения и вероятность актуализации и выбора правопослушных. Исходя из этой направленности П. б. п., специалисту необходимо владеть навыками диагностики и прогнозирования асоциальных и/или криминальных форм поведения, а также их своевременного купирования. Осн. диагностическим признаком криминогенного состояния является наличие признаков зависимости профилактируемого лица от психотравмирующих факторов и обстоятельств - долговых, корпоративных, статусных (особенно неформальных) обязательств, родственных связей и пр. Осн. негативное влияние идет со стороны именно этих факторов, - чем жестче зависимость от них, тем опаснее состояние лица. Важно выявить эти факторы в конкретной, персонифицированой форме, что нередко вызывает сильное сопротивление со стороны профилактируемого. Существенно также наличие регламента в текущий момент жизни - целей, планов, обязанностей, ответственности. Любые ситуации неопределенности заполнения личного времени диагностически неблагоприятны. В итоге необходимо установить психол. позицию профилактируемого лица в реально складывающейся жизненной ситуации с целью выбора, при необходимости, методов и средств их коррекции. Е. Г. Самовичев


Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
Основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и осознания психологических явлений на основе вербального (словесного) общения между психотерапевтом и пациентом.

П. б. в соответствии с поставленными задачами выполняет различные функции: коммуникативную, диагностическую, информативную и лечебную. П. б. может быть по направленности содержания свободной (по типу исповеди) и структурированной конкретными ее задачами.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
легкий разговор на непроблемные или не слишком проблемные темы, который положено вести на встречах (вечерах, балах и т. п.) в обществе высокопоставленных воспитанных людей. Предписывается нацеленность каждого участника на то, чтобы радовать собеседника, никак не расстраивать его, не вызывать неприятных эмоций, соблюдать все правила тактичности и этикета; однако в реальности нередко общение приобретает характер сплетен, подлинная сердечность заменяется пустыми формально-вежливыми выражениями, любезностями. См. изображения этого в произведениях Л. Толстого, И. Тургенева, М. Лермонтова, А. Пушкина, А. Грибоедова. Ср. бонтон, maniиre de dire.




Диагностическая беседа Мой круг общения. Т. Ю. Андрущенко
Дает возможность выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми. Соотнеся картины внутр. переживаний ребенка с развитием в тот или иной период его жизни, психолог может определить меру благополучия складывающихся условий возрастного и личностного становления. Важной особенностью методики является то, что обследуемый круг О. ребенка далеко выходит за пределы семьи. Семья предстает в ней в неразрывной связи с др. сферами жизни ребенка - школой и двором. Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе круг и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями. Беседа строится по след. направлениям: 1) установление контакта; 2) построение круга («дома») О.; 3) меры взаимопринятия участников О. с т. зр. ребенка; 4) «заселение» круга О.; 5) выявление круга симпатий - антипатий. Направления анализа содержания беседы. Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения ребенка при совместном с психологом заполнении круга О., характер его высказываний, результат работы) предполагает: а) сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах О.; б) сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление личностно значимых отношений, их анализ с т. зр. задач возрастного развития в) выявление отношения ребенка к себе как к субъекту О. (принятие себя, позиция в О. и др.); г) выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность О. и др.). Лит.: Андрущенко Т. Ю. Беседа «Мой круг общения» в диагностике социальной ситуации развития ребенка // Семейная психология и семейная терапия. М., 1999, № 2; Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2007. А. Г. Лидерс


Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
в психологии - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться - и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент - привлечение к сотрудничеству;




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
метод исследования, который позволяет непосредственно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодействия посредством постановки вопросов, касающихся предмета изучения.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много вина пьет). Эти пословицы содержат полезные советы и соображения для разных случаев беседы.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
в психологии) - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Благодаря методу Б. получают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении человеком тех или иных операций. Для этого необходимо применение специально разработанного плана Б. в зависимости от психологических особенностей обследуемых. Виды Б.— сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
Один из важных методов диагностики и терапии, предусматривающий прямое или косвенное получение от испытуемого устной информации о нем. «Раскрываясь» во время Б., больной часто сам осознает причины своего состояния, что широко используется как прием психоанализа в психотерапии.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда

En.: Conversational (hypnosis)




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Также - терапевтический метод при оказании помощи психологической. В психиатрии и психологии медицинской применяется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В психоанализе применяется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к самым свободным формам беседы, ибо поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и пр.). Существенная предпосылка успешности беседы клинической - установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам клиента, находчивости. Иногда беседа может дать непосредственный психотерапевтический эффект; .при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход беседы строятся на предварительных данных диагноза.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
один из методов оказания предупредительного воздействия на профилактируемых лиц. Психол. содержание П. б. п. состоит в контроле поведения профилактируемого и диагностике состояния его антисоциальных и криминогенных установок. Главное - выяснение наличия криминогенного потенциала в особенностях текущей жизненной ситуации, степени его осознания собеседников, наличие вариантов поведения и вероятность актуализации и выбора правопослушных. Исходя из этой направленности П. б. п., специалисту необходимо владеть навыками диагностики и прогнозирования асоциальных и/или криминальных форм поведения, а также их своевременного купирования. Осн. диагностическим признаком криминогенного состояния является наличие признаков зависимости профилактируемого лица от психотравмирующих факторов и обстоятельств - долговых, корпоративных, статусных (особенно неформальных) обязательств, родственных связей и пр. Осн. негативное влияние идет со стороны именно этих факторов, - чем жестче зависимость от них, тем опаснее состояние лица. Важно выявить эти факторы в конкретной, персонифицированой форме, что нередко вызывает сильное сопротивление со стороны профилактируемого. Существенно также наличие регламента в текущий момент жизни - целей, планов, обязанностей, ответственности. Любые ситуации неопределенности заполнения личного времени диагностически неблагоприятны. В итоге необходимо установить психол. позицию профилактируемого лица в реально складывающейся жизненной ситуации с целью выбора, при необходимости, методов и средств их коррекции. Е. Г. Самовичев


Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
Основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и осознания психологических явлений на основе вербального (словесного) общения между психотерапевтом и пациентом.

П. б. в соответствии с поставленными задачами выполняет различные функции: коммуникативную, диагностическую, информативную и лечебную. П. б. может быть по направленности содержания свободной (по типу исповеди) и структурированной конкретными ее задачами.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
легкий разговор на непроблемные или не слишком проблемные темы, который положено вести на встречах (вечерах, балах и т. п.) в обществе высокопоставленных воспитанных людей. Предписывается нацеленность каждого участника на то, чтобы радовать собеседника, никак не расстраивать его, не вызывать неприятных эмоций, соблюдать все правила тактичности и этикета; однако в реальности нередко общение приобретает характер сплетен, подлинная сердечность заменяется пустыми формально-вежливыми выражениями, любезностями. См. изображения этого в произведениях Л. Толстого, И. Тургенева, М. Лермонтова, А. Пушкина, А. Грибоедова. Ср. бонтон, maniиre de dire.




Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
Дает возможность выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми. Соотнеся картины внутр. переживаний ребенка с развитием в тот или иной период его жизни, психолог может определить меру благополучия складывающихся условий возрастного и личностного становления. Важной особенностью методики является то, что обследуемый круг О. ребенка далеко выходит за пределы семьи. Семья предстает в ней в неразрывной связи с др. сферами жизни ребенка - школой и двором. Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе круг и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями. Беседа строится по след. направлениям: 1) установление контакта; 2) построение круга («дома») О.; 3) меры взаимопринятия участников О. с т. зр. ребенка; 4) «заселение» круга О.; 5) выявление круга симпатий - антипатий. Направления анализа содержания беседы. Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения ребенка при совместном с психологом заполнении круга О., характер его высказываний, результат работы) предполагает: а) сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах О.; б) сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление личностно значимых отношений, их анализ с т. зр. задач возрастного развития в) выявление отношения ребенка к себе как к субъекту О. (принятие себя, позиция в О. и др.); г) выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность О. и др.). Лит.: Андрущенко Т. Ю. Беседа «Мой круг общения» в диагностике социальной ситуации развития ребенка // Семейная психология и семейная терапия. М., 1999, № 2; Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2007. А. Г. Лидерс


Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. Юнда
Э. б. является особым методом судебно-психол. экспертизы и экспертных исследований. Применяется во всех видах психол. экспертизы с участием подэкспертного (лицом, в отношении к-рого проводится психол. исследование в рамках судебной психол. экспертизы по постановлению органов следствия или определению суда). Э. б. предназначена для получения в процессе диалога информации об особенностях субъективного мира обследуемых лиц (мотивах, установках, отношениях, переживаниях, интересах, мировоззрении и др.), а также о психол. факторах исследуемой ситуации. Результаты Э. б. необходимы для дополнения, уточнения и анализа данных, полученных с помощью стандартизированных методов, и формирования экспертных выводов. Проведение ее требует высокой профессиональной коммуникативной компетентности опрашивающего, т. к. ситуация О. с подэкспертными, как правило, осложнена влиянием ряда факторов. К ним относятся: 1) значительная несимметричность коммуникативных ролей психолога и подэкспертного; 2) внешне инициированное участие в исследовании и не всегда добровольное самораскрытие подэкспертного; 3) использование заключения судебно-психол. экспертизы следственными органами или судом, т. е. ограниченная возможность соблюдения психологом принципа конфиденциальности; 4) напряженность О., связанная с обсуждением психотравмирующих событий - ситуаций конфликтного взаимодействия, насилия; 5) наличие у обследуемых особых психич. и эмоциональных состояний, вызванных криминальной и посткриминальной ситуациями; 6) личностные особенности подэкспертных, затрудняющие О. (агрессивность, враждебность, импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, ригидность и пр.); 7) активное использование обследуемыми средств психол. самозащиты (отказ от контакта, формальное выполнение заданий, сообщение ложной информации и др.); 8) несоответствующие действительности представления подэкспертных о деятельности и роли психолога-эксперта; 9) сложные пространственновременные условия взаимодействия и др. Проведение Э. б. подразумевает неск. этапов, их последовательное прохождение обеспечивает исследованию целостность и снижает риск получения неполных или недостоверных данных. 1. Подготовительный этап. Включает: 1) психол. анализ материалов уголовного или гражданского дела с целью установления наличия и качества информации,; 2) обзор данных о разл. техниках и приемах, необходимых для проведения беседы (для установления контакта, распознавания ложных и недостоверных сообщений, оказания мнемической помощи и пр.). 2. Ориентировочный этап вступление в контакт с обследуемым. Осн. задачи этапа: 1) анализ ситуации О.; 2) включение обследуемого в диалог; 3) создание психологически комфортной атмосферы О. Результат: предварительные суждения о психол. складе обследуемого, его эмоциональном состоянии, роли, к-рую он отводит себе как участник интеракции; выбор экспертом стратегии и тактики коммуникации, адекватных ситуации; коррекция плана беседы; установление доверительного контакта с обследуемым. 3. Сбор данных о подэкспертном. Темы и вопросы беседы на этом этапе в опр. степени (с учетом возраста и процессуального положения подэкспертных, вида экспертизы) универсальны, поэтому такая информация может быть получена с помощью стандартизированного интервью. 4. Беседа по юридически значимой ситуации. Наиболее сложный этап экспертной беседы. Содержание выстраивается в зависимости от направленности экспертизы, и корректируется с учетом реакций подэкспертного. Важной задачей здесь является поддержание доверительного контакта. 5. Завершение беседы. На этом этапе эксперту целесообразно подчеркнуть доброжелательное и уважительное отношение к собеседнику, поблагодарить его за сотрудничество, обозначить план дальнейшего взаимодействия. Цель этапа - поддержание доброжелательной атмосферы О. В процессе ведения беседы исследователю необходимо максимально точно фиксировать высказывания подэкспертного, а также сопутствующие им невербальные проявления. Лит.: Енгалычев В. Ф., Шипшин С. С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство для следователей и экспертов. Калуга-Обнинск-М., 1997; Ситковская О. Д., Конышева Л. П., Коченов М. М. Новые направления судебно-психологической экспертизы: руководство. М., 2000; Холопова Е. Н. Судебно-психологическая экспертиза: теоретические, правовые и организационные основы: монография. Калининград, 2005; Юнда А. В. Психологические особенности профессиональной коммуникации судебного психолога-эксперта. Дис. … канд. психол. наук. Ярославль 2008. В. Ф. Енгалычев



Что интересного на портале?