О.И.Мотков. Автобиография познания и творчества

О.И.Мотков. Автобиография познания и творчества

Мотков, Олег Иванович - российский психолог, кандидат психологических наук, доцент Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

1. Детские и юношеские предпосылки

Родился 17 октября 1948 года в Москве под знаком Весы, стихия – Воздух, простор.

Левша по руке и ноге, старший брат, отец четырёх детей.

Мне примерно 8-9 месяцев. Лето. Сижу в траве. Ощущение чуда от колышущихся цветов, голубого неба и плывущих облаков, пролетающих бабочек. С детства живу с чувством восхищения природой. С этого, скорее всего, и началось интуитивное познание громады и красоты Мира. Я был слитен с маревом зелени, голубизны и летящих точек. Сидел и смотрел на Мир, а Мир смотрел на меня и потихоньку раскрывал своё богатство и разнообразие. Позже эта любовь к дикой природе вылилась в регулярные прогулки по паркам и Подмосковью, в самодеятельные путешествия по Кавказу, Памиро-Алаю (Фанам, Дугобе, Матче), Северному Тянь-Шаню и Памиру (см. фото на сайтах foto.mail.ru и vkontakte.ru), в фотографирование преимущественно пейзажей.

Стимулирующими причинами моего саморазвития, вероятно, были подростковый возраст, бурление половых гормонов, и операция по удалению наростов, полипов в носу где-то в 15 лет. Произошла сильная активизация снизу, из подкорки, всей коры больших полушарий мозга (а сейчас становится всё более ясно, что именно подкорка является ядром личности, а кора является лишь обслуживающим сервисным механизмом, который ей подчиняется) и ствола мозга, отвечающего за осознание в оперативном поле любой актуальной информации. Увеличился и приток воздуха в мозг, что привело к расширению объёма и силы осознания и анализа любых впечатлений. Возможно, повлияла и семейная ситуация. Когда мне было 14 лет, у мамы от нашего отчима родился сын. Чувство некоторой дистанции, отдаления от матери и стало дополнительным внутренним стимулом к самостоятельному построению своей жизни, к тому, чтобы опираться во всём в первую очередь на себя, и обо всём думать своей головой.

Именно в 15 лет, когда учился в 9 классе с биологическим профилем школы № 5 на Ленинском проспекте (сейчас это школа № 16), у меня произошёл важный скачок в развитии – неожиданно ярко осознал, что ничего толком не знаю и не понимаю. Что такое это дерево, эти облака, и что такое я? Не понимаю главного – сути вещей, устройства Мира. Как бы вышел из полуспячки. Хотя в школе мы с 9 класса писали паракурсовые работы, проходили летом практику в биологических институтах Академии наук СССР и на биофаке МГУ. Но система обязательных, без выбора, школьных предметов и гонка по темам без серьёзного их продумывания тяготила и вызывала внутреннее неприятие.

Итак, с этого ошеломляющего инсайта - удивления Миром и своим тотальным его непониманием – и начался период более осознанного познания Мира и самого себя. И продолжается до сих пор. Поначалу, ещё с детства, это было больше малоосознаваемое глубокое созерцание, вглядывание, а не делание. Делание началось в 10 и 11 классах. Стал писать стихи, больше фотографировать, читать книги о теории относительности Эйнштейна и космологии, об эволюции живого и о генетике (некоторые стихотворения есть здесь: stihi.ru, www.tovievich.ru/friend/44.htm и в моем сборнике «Жизнь – это поэзия». М.: Самиздат, 1999 – 100 экз.). Начал строить свою философию устройства Мира. Понял, что основной единицей Природы является целостный предмет, а не материя и форма. Мы лишь благодаря особенностям нашего мышления абстрагируем, выделяем из предметов эти его, всегда существующие нераздельно, составляющие. И вопрос о первичности-вторичности материи и сознания просто нелеп, так как Вселенная вечна и бесконечна, и всегда есть при таком общем рассмотрении одновременно и то, и это, и только отдельные предметы конечны, как, например, мы с вами (см. обобщающую статью: МОТКОВ О.И. Размышления об общих законах устройства Мира и человеческом предназначении. М., 2002 в Интернете: www.psychology-online.net. Также в книге автора "Природа личности: сущность, структура и развитие". М., 2007).

Поэтому возможны во времени лишь более ранние целостные предметы и предметы более поздние. Об этом говорил учителю на уроках по обществоведению. Одноклассники радовались – в это время можно было спокойно переписываться, играть в морской бой и т.п.

В 11 классе весной 1966 года с братом Сергеем и друзьями сделали рукописный литературный журнал «Алтарь» с нашими рассказиками и стихами, картинками к ним. После создания своей «философии» как-то сам собой возник вопрос: как в мозгу образуются мысли, теоретические обобщения? Решил сначала поступать после окончания школы на биофак МГУ, на нейрофизиологию, чтобы на уровне мозга разобраться с этой проблемой. Мама же хотела, чтобы я шёл на факультет журналистики МГУ на фоторепортёра – неплохо снимал и хорошо писал сочинения, на факультете были её знакомые. Узнал, что открывается новый факультет психологии, и решил твёрдо идти на него, так как представлял психологию как нечто среднее, включающее обобщённый философский взгляд и биологию. Я не был отличником, но верил в себя, романтично представляя, что мне по жизни помогает идти моя звезда. Как теперь понимаю, этой «звездой» являлось сильное внутреннее начало, моя «самость», изначальная безотчётная вера в себя и в лучшее. Эта вера была подкреплена похвалой учителя физики из ФИАНа в 10 классе, когда неожиданно для самого себя доказал неизвестным ему способом задачу о ходе лучей в разделе «Оптика». Так же репетитор (а пришлось сдавать и физику!) говорил маме, что у меня есть способности к теоретической физике.

Таким образом, мои познавательные интересы вызревали и актуализировались изнутри, спонтанно, и мне не раз приходилось принимать решения наперекор «социальным» влияниям близких и дальних людей. Социальная среда могла лишь подстегнуть внутренние стремления к поиску ответов на возникающие вопросы и веру в себя, могла способствовать их укреплению, но отнюдь не возникновению.

2. На факультете психологии МГУ и в Психологическом институте РАО

В 1966 году поступил на факультет психологии МГУ, сначала на вечернее, а со 2-ого курса – на дневное отделение. Курсовые работы писал на кафедре общей психологии по особенностям мышления у обычных людей и у диспетчеров. Мне нравилась атмосфера свободного высказывания мыслей на семинарах (что, конечно, не приветствовалось на политических марксистско-ленинских предметах). Интересовался в это время больше тем, как в целом организованы процессы мышления и творчества, и что такое сознание. На семинарах и консультациях спорил с А.Р. Лурия, Ю.Б. Гиппенрейтер и др. преподавателями по вопросам сущности сознания и личности, наличия личности и мышления у животных, выступая против традиционных, идеологизированных, подходов. Предлагал свои решения. Последнюю курсовую и диплом делал под руководством доктора психологических наук В.Н. Пушкина. На 5-ом курсе параллельно учёбе работал психологом в Центре научной организации труда Минпромстроя СССР по практической теме «Профессиональный подбор строительных диспетчеров» (по этой же теме был защищён диплом и в соавторстве с братом Сергеем была написана коллективная ведомственная монография).

После окончания факультета психологии МГУ стал работать младшим научным сотрудником в лаборатории эвристики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне – Психологический институт РАО) под руководством Вениамина Ноевича Пушкина. (замечательный очерк о нём, написанный сотрудницей нашей лаборатории Г.В. Шавыриной, опубликованный в редкой книге «Психологи Москвы»). Поначалу это была научная экспериментальная и теоретическая работа в области оперативного и творческого мышления. В.Н. Пушкин чутко уловил особенности моего независимого, свободолюбивого характера и позволял заниматься тем, к чему влекла внутренняя логика познания. На передний план для меня постепенно стали выходить вопросы внутренней целостной организации мышления. Через несколько лет кропотливого и длительного, многошагового анализа понял, что процессы мышления всегда подчиняются системе центральной организации и регуляции поведения. Пришло осознание, что именно эта система и является собственно личностью. Такие же аспекты психики, как интеллект и способности, к личности не относятся. Это скорее исполнительное оснащение, психологические средства психического аппарата, личности, впрочем, как и все познавательные и психомоторные процессы, как речь и сознание. Экспериментально доказал, что успешность решения сложных, субъективно трудных, пространственно-комбинаторных задач «игры 5» во многом зависит от черт характера и доминирующих состояний личности, а не от уровня оперативного мышления испытуемых. Ярче выступило для меня в то время и понимание наличия в структуре личности двух сфер: «ситуативной личности» и «ядерной личности». Эти выводы были отражены в кандидатской диссертации «Соотношение личностных и познавательных компонентов интеллектуальной деятельности в условиях психического стресса» (Москва, НИИ ОПП АПН СССР, науч. рук-ль В.Н. Пушкин, 1978. Автореферат см. на сайте psychology.rsuh.ru или в РГБ). Впервые в СССР в диссертации по психологии был использован «буржуазный, американский» тест MMPI, адаптированный Л.Н. Собчик для русскоговорящей нормы (её название – тест СМИЛ), а также авторская «Стрессогенная методика игры 5» и др. для изучения динамики общей и ситуативной целенаправленности мышления в лёгких и неожиданно возникающих трудных задачах.

В это же время я участвовал в «ботанических» экспериментах В.Н. Пушкина по взаимодействию человека с растением (нецветущей бегонией). «После установления факта информационного воздействия человека на растение сотрудником нашей лаборатории О.И. Мотковым была проведена серия экспериментов, в которой испытуемыми были люди, занимающиеся специальной тренировкой способности сосредотачиваться и произвольно управлять своими вегетативными функциями. Опыты показали, что субъекты, достигшие высокого уровня управления работой вегетативных систем организма, способны вызывать реакции растений без гипноза» (Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М,: СП Соваминко, 1989 – 280 с. См.: Часть 2, глава 1 (ПУШКИН В.Н.) «Биоинформационный контакт человек-растение» С. 89. psychology.rsuh.ru.doc & my.mail.ru.html). Испытуемыми были студенты театрального института, занимающиеся систематически йогой. Растения регулярно реагировали (что фиксировалось с помощью электродов на их листьях) на изменение состояния испытуемых в процессе переживания ими воображаемых очень неприятных или приятных событий, происходивших с этими растениями.

В 1979 году ушёл из жизни наш В.Н. Пушкин. Ему было всего 48 лет. Через пару лет по злобным доносам на Институт был совершён наезд проверяющих из ЦК КПСС. В.В. Давыдова исключили из партии и убрали с поста директора. В нашей лаборатории быстро сменилось несколько заведующих. Последним оказался А.М. Матюшкин. Мы взбунтовались и написали открытое обращение руководству Института с требованием убрать его из заведующих. Вскоре он по указке партийных бонз стал директором НИИ ОПП АПН СССР! В итоге лаборатория эвристики перестала существовать, её расформировали. Мне пришлось в 1983 году уйти из Института.

После успешной защиты кандидатl

Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти
2017-07-14
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (psychologos Психологос)

Что интересного на портале?