Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности

Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности

В России известно несколько инструментов изучения индивидуальных ценностей: методика Рокича (терминальные и инструментальные ценности), опросник Ш. Шварца (базовые человеческие ценности, представляющие универсальные потребности людей), методики УСЦД и «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой (внутренние конфликты в «мотивационно-личностной сфере», в общечеловеческих ценностях, «ценностное ядро» личности), Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной (терминальные ценности), «Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой («идеальные ценности»).

Внутренняя содержательная структура ценностей определена только в тесте Ш. Шварца.

10 типов ценностей классифицируются по двум биполярным осям измерения: открытость изменениям (самостоятельность, стимуляция)–консерватизм (безопасность, конформность, традиции); самовозвышение (власть, достижения) –самотрансцендентность (универсализм, доброта). Гедонизм связан как с открытостью, так и с самовозвышением.

Э.Л. Диси и Р.М. Руаяна. Большая выраженность внешних или внутренних ценностей связана со степенью удовлетворения базовых, изначальных психологических потребностей личности: в автономии (самостоятельности и независимости), в компетентности (эффективности), - в значимых межличностных отношениях (Линч М., 2004; Чирков В.И., 1996). Их удовлетворение ведет к личностному развитию и психологическому здоровью, к развитию внутренних ценностей личностного роста, привязанности и любви, служения обществу, здоровья. Положительное влияние на их развитие оказывает родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь своих детей, структурированность и понятность требований к ребёнку, участие детей в интересных, развивающих видах деятельности. Т.е. семья может способствовать адекватной реализации базовых потребностей детей и развитию внутренних ценностей. Исследования показали, что более высокий уровень развития автономности и саморегуляции ребенка способствует более высокой мотивации и адаптации в школе.

Слабое удовлетворение базовых психологических потребностей ведет к развитию беспокойства, проблем с психологическим здоровьем, к большей ориентации на внешние ценности видимого благополучия (материальное благополучие, популярность, внешность). Они ориентируют человека преимущественно на отношения к себе со стороны других и оценку в социальной среде своей значимости, т.е. на эгоистическое социальное самоутверждение (смотрите, вот я какой!), возможно, являются проявлением психологической компенсации трудностей утверждения в семье. Внутренние ценности больше ориентируют на значимость близкого другого и на развитие внутреннего личностного мира, его самовыражение в творчестве, на бескорыстное и эстетическое ценностное отношение к природе. Они существенно более широки и альтруистичны, чем ценности внешние, и сходны по своему содержанию с бытийными ценностями А. Маслоу, являющимися выражением реализующейся потребности в самоактуализации и в любви. Внешние ценности выражают скорее активность нижележащих уровней его пирамиды потребностей. Негативно на удовлетворение базовых потребностей влияет жестко контролирующий, эмоционально холодный, равнодушный стиль отношений родителей и учителей к детям, причем в любой культуре. По данным Д.Р. Коннелла, М. Линча и В.И. Чиркова базовые психологические потребности, внешние и внутренние ценности обнаруживаются у испытуемых разных культур (Америка, Россия, Китай и др.).

Теория самодетерминации представляется очень интересной и конструктивной. Мы решили создать методику «Ценностные ориентации», позволяющую изучать значимость и реализацию внешних и внутренних ценностей, конфликтность и атрибуцию причин их осуществления (Мотков О.И., Огнева Т.А., 2008). В ней несколько изменено содержание и состав ценностей: внутренняя ценность «служение людям» переделана в «уважение и помощь людям, отзывчивость» (что несколько шире); вместо внутренней ценности «здоровья» (значимой для подавляющего большинства людей) вставлена ценность «любовь к природе и бережное отношение к ней». Добавлена важная внутренняя ценность «творчество». К внешним ценностям добавлены «высокое социальное положение» (что несколько отличается от известности, так как человек с высоким социальным статусом может быть и мало известным) и «роскошная жизнь» (чрезмерное стремление к обладанию материальными ценностями и внешними атрибутами успешной, «крутой» личности и «красивой» жизни). Рекомендуется применение методики с 15 лет.

Методика «Ценностные ориентации » вар. 2 (О.И. Мотков, Т.А. Огнева)

Инструкция 1: Оцените, пожалуйста, значимость и степень осуществления возможных ценностей Вашей жизни по следующей 5-балльной шкале:

1 2 3 4 5

Очень низкая

Низкая

Средняя

Высокая

Очень высокая степень

Сначала Вы оцениваете значимость характеристики (ценности), зачеркивая одну из пяти цифр, соответствующую степени ее значимости, в Шкале «Значимость». Затем оцениваете степень ее осуществления, зачеркивая соответствующую вашему выбору цифру в Шкале «Осуществление». И так – каждую характеристику. Пожалуйста, оцените все характеристики, не делая пропусков. Сохранение тайны Ваших ответов гарантируется.

Задание № 1

Инструкция 2: Оцените, пожалуйста, по той же 5-балльной шкале степень влияния различных причин на осуществление ваших возможных ценностей. Сначала - степень влияния «Внешних обстоятельств» на реализацию вашей возможной ценности № 1 «хорошее материальное благополучие», зачёркнув в соответствующем столбце одну из пяти цифр, связанную с вашим выбором. Затем оцените таким же способом влияние следующей причины «Мои природные данные» на осуществление данной ценности, и далее – влияние «Собственных усилий». Так вы оцениваете и все последующие ценности.

Будьте внимательны, не пропускайте ни одной причины и ни одной ценности! Сохранение тайны ваших ответов - долг проводящего исследование.

Задание № 2

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Цель методики: изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО) личности, их индивидуальной и групповой структуры, конфликтности и атрибуции (приписывания) причин их осуществления.

ЭТАП 1 (Задание № 1).

Степень значимости и осуществления внешних и внутренних ценностных ориентаций.

КЛЮЧ: Внешние ценности: №№ 1, 3, 5, 7, 9. Внутренние ценности: №№ 2, 4, 6, 8, 10.

Сначала определяются главные показатели ценностных ориентаций испытуемого:

1 – Значимость внешних ценностей (Ср А),

2 – Значимость внутренних ценностей (Ср Б),

3 – Реализация внешних ценностей (Ср В),

4 – Реализация внутренних ценностей (Ср Г).

С учетом ключа подсчитываются средние арифметические по каждому из четырех показателей Ср А, Ср Б, Ср В, Ср Г.

Например, Значимость внешних ценностей (Ср А) определяем по формуле: Ср А = Σ (сумма баллов по шкале «Значимость» по №№ 1з, 3з, 5з, 7з, 9з) / 5. Т.е. сумму баллов по нечётным пунктам, соответствующим значимости пяти внешних ценностей, делим на 5. Далее подсчитываем среднее по показателю Ср БЗначимость внутренних ценностей (по шкале «Значимость» по чётным №№ 2з, 4з, 6з, 8з, 10з).

Аналогичным образом подсчитываем средние по показателям Реализации внешних ценностей Ср В и Реализации внутренних ценностей Ср Г (по шкале "Осуществление").

ЭТАП 2 (задание № 1).

Расчёт показателей конфликтности осуществления ценностей, разности между значимостью и реализацией внешних , внутренних ЦО, а также всех ЦО.

Конфликтность осуществления внешних ЦО: Квнеш = ср А – ср В.

Конфликтность осуществления внутренних ЦО: Квнут = ср Б – ср Г.

Конфликтность осуществления всех ЦО: = (Квнеш + Квнут) : 2. Кобщ

Примерные уровни конфликтности осуществления ценностей

Высоким уровнем конфликтности осуществления любого вида ЦО является разница между значимостью и реализацией ценностей в 1,5 и более балла: К ≥ 1,5б. Данные каждого испытуемого вписываются в общую таблицу (Мотков О.И., Огнева Т.А., 2008, с. 4).

ЭТАП 3.

При изучении атрибуции причин осуществления ценностей, т.е. субъективных оценок степени влияния каждой из предложенных причин на реализацию ценностей, выполняется Задание № 2. Оценивается влияние следующих причин

Внешние обстоятельства

Мои природные данные (физические и психологические) - МПД,

Собственные усилия (по реализации ценности) – СУ.

Мои природные данные и Собственные усилия составляют внутренние причины осуществления ценностей, тогда как Внешние обстоятельства – внешние причины.

Анализируем оценки влияния изучаемых причин отдельно на реализацию внешних (А) и внутренних (Б) ЦО: А - №№ 1, 3, 5, 7, 9; Б - №№ 2, 4, 6, 8, 10.

Сначала определяем показатель влияния причины «Внешние обстоятельства» ВО на осуществление внешних ценностей А - средний балл в колонке ВО по пунктам А:

ВО А = Σ (сумма баллов по шкале ВО по №№ 1, 3, 5, 7, 9): 5.

Аналогично вычисляем показатель влияния ВО на реализацию внутренних ценностей Б:

ВО Б = Σ (сумма баллов по шкале ВО по №№ 2, 4, 6, 8, 10): 5.

Таким же образом в соответствующих колонках подсчитываем показатели влияния причин МПД и СУ на осуществление внешних и внутренних ЦО: МПД А, МПД Б, СУ А и СУ Б.

Затем определяем показатель влияния внешних обстоятельств ВО на реализацию всех ценностей А + Б: средний балл ВО по всем десяти ценностям:

ВО А+Б = Σ (сумма баллов по шкале ВО по №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10): 10.

Аналогично определяем в соответствующих колонках показатели влияния причин МПД и СУ на реализацию всех ценностей, т.е. показатели МПД А+Б иСУ А+Б.

Показатель влияния внутренних причин на реализацию внешних ценностей А – это среднее арифметическое показателей МПД А и СУ А: Внут ПА = ( МПД А + СУ А) : 2.

Соотносим его с показателем влияния внешних причин ВО - с ВО А.

Аналогично подсчитываем показатель влияния внутренних причин на реализацию внутренних ценностей Б: Внут ПБ= ( МПД Б + СУ Б) : 2. Соотносим его с показателем влияния внешних причин ВО на реализацию внутренних ЦО, с ВО Б.

Далее определяем обобщённый показатель влияния внутренних причин МПД и СУ на реализацию всех ценностей А + Б: Внут ПА+Б= (Внут ПА + Внут ПБ) : 2. Соотносим его с показателем влияния внешних причин на реализацию всех ЦО - с ВО А+Б.

Нормативные данные групп по методике «Ценностные ориентации» (в баллах)

Примечание:

Ср А – значимость внешних ценностей;

Ср Б – значимость внутренних ценностей;

Ср В - реализация внешних ценностей;

Ср Г – реализация внутренних ценностей.

Данные по апробации методики «Ценностные ориентации»

Надежность шкал методики

Выборка: 22 студента 2-ого высшего образования ИП РГГУ, метод тест-ретест, период между 1 и 2 обследованиями – 2 недели, ранговая корреляция по Спирмену. Январь 2008

По всем четырём шкалам методики мы видим достаточно высокую интраиндивидуальную устойчивость результатов, высокую ретестовую надежность.

Связи с общим показателем психологического благополучия

По Диси и Райану, Линчу с

Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти
2017-07-14
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (psychologos Психологос)

Что интересного на портале?