Как говорить с ребенком о смерти близких.

13Как говорить с ребенком о смерти близких.
Как говорить с ребенком о смерти близких.

 

Главное, говорить. Насколько мал ни был бы ребенок, он однозначно заметит изменения в поведении окружающих его людей и отсутствие того или иного члена семьи. Конечно, от возраста ребенка зависит и текст сообщения, и степень его вовлеченности в похоронный процесс, а так же его способность прожить кризис, связанный со смертью близкого человека.

Чтобы рассказать о случившемся, лучше выбрать максимально доступные для ребенка языковые формы. Достаточно сказать, что «дедушка умер, его больше нет», чем пускаться в витиеватые метафоры о бренности жизни и конечности всего земного.

Подбирая место для разговора, позаботьтесь, чтобы никто не мешал, и это было максимально безопасно и комфортно для ребенка. Если это принято в семье, то стоит установить телесный контакт. Разрешить ребенку проявить весь возможный спектр чувств, даже поплакать вместе с ним. Но если чувствуете, что при объяснении есть риск провалиться в истерику, то лучше беседу поручить другому близкому родственнику.

Маленькиедетисклонны интересоваться самим процессом и тем, что происходит после смерти. Не стоит обесценивать их вопросы. Самое худущее, что можно сделать в этой ситуации — это оставить их один на один с тревогой и недоумением.

Что касается традиционного обряда — непосредственно похорон — то это важный этап в процессе горевания, осознание невозвратимости утраты. Брать ли на похороны ребенка, зависит от его возраста и того, насколько вы ощущаете в себе силы уделить ему и его чувствам достаточно внимания, объяснить смысл происходящего. Еслиребенокранее не был на похоронах, то стоит заранее поговорить с ним, объяснить, что будет происходить, рассказать о правилах поведения и возможных реакциях пришедших людей, и уже после этого дать ему право выбора.

В дальнейшем не стоит запрещать ребенку воспоминания о событиях, связанных с умершим человеком.

Любая утрата — это кризисное состояние. И процесс горевания зависит от внутренних ресурсов человека, от окружения и способности опираться на его поддержку. Большую роль в процессе горевания играет невосполнимость утраты. Мы горюем не о конкретном человеке, а о той ценности, которую мы утратили с его гибелью. Например,смертьматери равна утрате ценностикаксына или дочери. Соответственно, чем более ценная роль утрачивается, тем невосполнимей утрата, и больше нужно времени для горевания.

Согласно гештальт-подходу есть 4 основные стадии этого процесса:

* шок;

* гнев-бессилие;

* проживание;

* интеграция.

Большинство маленьких детей не имеют ресурса на проживание всех стадий горевания. И могут на многие годы застрять в стадии шока или бессилия, пока не появится ресурс для перехода на следующий этап.


Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти

Поделиться:


Рекомендуем Вам похожие статьи:


2018-12-14
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?