Горепсихоаналитики

Горепсихоаналитики

Когда область знания в своем развитии становится чрезмерно популярной и достаточно прибыльной, то неизбежно привлекает личностей, стремящихся исключительно к славе и деньгам, или, как сейчас говорят, “хайпу”. Думаю, что это неизбежное зло, и речь скорее идет не о поиске и изобличении всех шарлатанов (хотя совсем пренебрегать этим не стоит), а о том, что сделать профессиональному сообществу для минимизации вредного влияния обозначенных феноменов на здоровье и благополучие нации.

Я буду вести речь о психоанализе и психоаналитической психотерапии. Эту область знания также называют глубинной психологией, но именно с концепцией глубины связано много трудностей. И именно она подвергается наибольшей критике.

Дам свое определение глубины, которое впервые озвучено на XV Летней школе ЕКПП в докладе "Языковая деконструкция и алогичность как форма агрессии". Глубина знания — количество и дальность связей, которые охватывают текст (информацию), а также способность этого знания к включению новых элементов. Характер связей должен качественно отличаться, то есть не иметь место ситуация, когда к отличающимся элементам насильно привязывается один и тот же вид связи, что можно сравнить с защитными механизмами, или когда количество связей увеличивается за счет дублирования элементов. Информация превращается в знание посредством присутствия субъекта познания (сознания), который и выстраивает связи. Связи во времени также определяют глубину знания.

Данное определение позволяет отчасти операционализировать понятие глубины как свойства информации. Чем это поможет нам в снижении вреда от мошенников и дилетантов? Уже в самом определении мы видим указание на признаки псевдоглубины, когда аморфность и обтекаемость фраз выдается за гибкость и цельность мысли. В частности, подобный феномен может быть проявлением диффузного Эго при пограничной организации личности, что является одной из ключевых характеристик данного уровня организации личности. Таким образом создается видимость цельной личности, так как чувство реальной цельности невозможно по причине расщепления сознания.

Для большего понимания можно воспользоваться подходом димензиональной онтологии. Достаточно сложный и многомерный объект при проецировании на плоскость будет обладать теми же свойствами, что и плоская фигура. И мы не можем судить о свойствах объекта только по проекции, к тому же это дает возможность манипуляции и мимикрии. Бессознательное представляет собой сложное и многомерное явление, определить его непросто, что позволяет выдать за бессознательное то, чем оно не является. Если человек не разбирается в автомобилях, такого человека могут легко обмануть недобросовестные механики во время ремонта его или её машины.

Вернемся к психоанализу и психоаналитической психотерапии. Мы можем наблюдать ситуацию, когда часть психологов, незаслуженно именующих себя психоаналитиками и даже имеющих наглость проводить конференции по психоанализу, пользуются сложностью феномена бессознательного и помещают туда все что угодно. Например, дают следующий совет для сохранения секса в паре: не видеть как ваша жена готовит, иначе вы будете воспринимать ее как мать. Или пытаются смешать нейрофизиологию и психоанализ, но смешать как-то странно, так, что первый же вопрос нейрофизиолога из зала повергает их в ступор. И это лишь пара примеров из десятков. После таких горепсихоаналитиков и формируются мифы о психоанализе как о каком-то мракобесии и явлении в ряду с тетахилингом или выкатыванием яйцом.

И на это еще можно было бы закрыть глаза, допустив, что это такой хитрый маркетинговый ход... Но проблема в том, что они не могут защитить свою “профессиональную позицию”. Единственный их аргумент (просто апофеоз постмодернизма): “у каждого свой опыт”. При стремлении выявить какие-либо другие аргументы они начинают использовать такие “грязные” приемы как переходы на личность и приписывание взятых с потолка мотивов оппоненту. Более того, в их представлении человек не может защищать собственные ценности, им или ей руководят лишь какие-то корыстные интересы или вытесняемые персекуторные желания. Похоже они весь мир превратили в своих клиентов. Крайне “профессиональная” позиция, что тут сказать. В таком случае не стоит вообще выходить в публичное пространство, оставайтесь в своих кабинетах.

Все это может говорить о расщеплении нравственности и чувственности. Нравственность в их понимании всегда обслуживает чувственность, в этом смысле нравственность не самостоятельна, ее можно сказать и нет, она вытеснена. Супер-Эго вообще не существует в таком случае (или же существует во фрагментированном виде), лишь одно сплошное неддиференцированное Ид. Крайне удручающая картина... Одни безудержные фантазии без необходимой конфронтации инфантилизируют пациентов и делают зависимыми от таких псевдопсихоаналитиков, подтверждая еще один популярный миф. Замечательная репутация для психоаналитического движения.

“Сон разума рождает чудовищ”. Фундамент и защита их фантазий - “у каждого свой опыт”. Такая позиция хороша для терапии. И то далеко не во всех случаях. В ТФП (один из видов психоаналитической психотерапии ПРЛ) часто применяется конфронтация. Если мы не сформируем Супер-Эго у пациента, то сеттинг невозможно удержать. А это означает, что мы не сформируем модель доверительных и устойчивых отношений.

С конфронтацией они даже сами не могут справиться. Как я уже писал, это для них страшная ситуация, которая вынуждает прибегать ко всем возможным уловкам. В психоанализе многие видят тихую гавань, за образом аналитика хотят спрятать свои вытесняемые части, спрятать то, с чем они не хотят иметь дело внутри себя. Об этом писала еще Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда. Тогда возникает сложный вопрос о процедуре профессионального признания психоаналитика. Кто и как это должен решать? Не вдаваясь пока в суть вопроса, скажу так: на этапе становления психоаналитического сообщества в России такая процедура была значительно упрощена. Это вполне логично, таким образом стремились привлечь как можно больше людей. Проблема здесь в том, что много привлекли людей профессионально непригодных. Это привело к недавним кризисам, но позволяет теперь двигаться вперед.

Так что же может сделать профессиональное сообщество? Во-первых, это распространение актуальной и профессиональной информации. Членами Уфимского регионального отделения ЕКПП был проведен метасимпозиум Лики Депрессии (по материалам выпущена брошюра по профилактике депрессии), а также проводятся регулярные встречи псиклуба LET. Это только те мероприятия, что мы делаем для граждан, а не исключительно для специалистов. Мы видим возможности психоанализа для улучшения душевного здоровья наших граждан. Во-вторых, важно дать людям знания — как можно отличить тех, кто действительно погружен в психоанализ, от тех, кто использует это как модный бренд. Этому я посвятил большую часть своего поста, и еще раз повторю тезисно. Психоанализ предполагает не только и не столько абсолютное принятие, но и конфронтацию. Потому что цель состоит не в том, чтобы превратить вас в вечнофантазирующих инфантильных людей, а в том, чтобы вы стали самостоятельными, автономными и осознанными личностями. Задача анализа — научиться взаимодействовать с бессознательным, а не бесконечно в нем плавать.


Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти

Поделиться:


2019-09-30
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?