Гипноз: как узнать шарлатана?

Шарлатанство — явление, присутствующее во всех областях человеческой деятельности. Особенно много его в сфере психологических, образовательных и медицинских услуг — то есть там, где не очень понятны механизмы тех изменений, за которые клиент готов платить деньги. В каких-то случаях шарлатанство раскрывается очень быстро. И тогда незадачливому клиенту только и остается, что винить себя за излишнюю доверчивость (тем более, что практически всегда оказывается: такое развитие событий можно было предвидеть заранее, но… не захотелось почему-то). Это  — хороший вариант, потому клиент теряет лишь:

  • некоторую сумму денег (однократно), хотя конечно, иной раз это могут быть довольно большие цифры;
  • время — тоже не так уж много;
  • ну и, конечно, веру в человечество, что, впрочем, обычно выражается в скептическом отношении к той технологии, которую использовал шарлатан.

Наверное, такой вариант шарлатанства ближе всего к откровенному мошенничеству в духе «великого комбинатора» Остапа Бендера. Но вреда от него сравнительно мало.

 
 

Гораздо хуже, если шарлатанство носит, так сказать, долговременный характер, и клиент в течение длительного срока никак не может четко оценить результат, которого ждет и за который платит. Припомнилась одна история времен моей юности. Я по первому образованию — дефектолог, подрабатывать частным образом в качестве логопеда начала очень рано. Одна из первых моих клиенток — девочка десяти лет, Юля, которая не произносила звук «Р». Я к этому моменту здорово набила руку на постановке звуков, поэтому Юлечка у меня «зарычала» уже через шесть занятий. Каково же было изумление ее мамы, когда это произошло! Когда я поинтересовалась, что же ее так удивляет, прозвучало: «Ну… я думала, она так и останется картавой… Я вам не говорила, но до вас с Юлечкой занимался другой специалист, очень знающий, целых два года по два раза в неделю. И ничего не вышло. Я была уверена, что это у дочки какие-то особенные проблемы…».

Я до сих пор помню свои чувства: это как надо работать два года по два раза в неделю с не таким уж маленьким ребенком... и не поставить звук?! И все это время родители платили шарлатану. Да, это не громадные деньги. Но... два года!

 

Этот вариант шарлатанства гораздо болезненней, чем предыдущий. Потери ощутимее во всех смыслах: и материальном, и временном, и моральном, а в некоторых случаях — когда речь идет о физическом и / или душевном здоровье клиента — и в медицинском.

Как узнать шарлатана от гипноза? Точнее, даже не столько от гипноза, сколько от гипнотерапии? Основные признаки шарлатанства еще на стадии поиска специалиста:

    Быстро. Очень быстро (1-2 сеанса).Точно поможет. Обязательно. Любая проблема. Вам надо только прийти и заплатить. А можно и не приходить, вылечим по WhatsApp’у. Гарантия 200 %.Дорого. Очень дорого. Или очень недорого, но тогда очень долго (1-2-3 года).Отсутствие специального психологического / медицинского образования, зато есть сертификаты Межгалактической Академии гипноза и личная рекомендация классика русской гипнотической школы В.М. Бехтерева (и не так уж важно, что он ушел из жизни в 1927 году).

Признаки шарлатанства уже после обращения к специалисту:

    Зрелищность сеанса — как будто речь идет о ярком шоу или шаманском действе.
  • Длительное (после 3-4 встреч максимум) отсутствие позитивных изменений или их нестойкость (по ощущениям клиента).
  • Неумение / нежелание специалиста объяснить, что и зачем он делает.

 

А почему люди попадаются на удочку шарлатанов от гипноза? Во-первых, конечно, по наивности — если человек не знает, как искать, высок риск найти «типичное не то».

Во-вторых, из-за того, что многие шарлатаны, подвизающиеся на поприще гипнотерапии, и в самом деле обладают даром внушения, умеют располагать к себе других, а некоторые — искренне верят в собственный профессионализм.

В-третьих, область гипноза просто притягивает к себе людей, мечтающих о власти. Кстати и добросовестные высокопрофессиональные гипнотерапевты нередко идут в эту сферу именно по мотивам власти — но они-то успевают поучиться и поработать с собственным «Я». А так называемые «непроработанные» товарищи активно «лечатся» о своих клиентов, делая все, чтобы их удержать, и здесь все средства хороши (так что в основе подобного шарлатанства не только деньги).

 

Почему я пишу обо всем этом? Основная причина — досадно, что компрометируется хороший метод. Человеку, который потратил уйму надежд, денег и времени на «мыльный пузырь», очень трудно потом признать, что он сделал ошибку. И виноватым оказывается метод, который «не помогает». А метод, между тем, хороший и способен во многих случаях помочь. Только выбирайте правильно!



Поделиться


Статья подготовлена