Этюды о психотерапии. Часть 2. Осознание персональных потребностей

10Этюды о психотерапии. Часть 2. Осознание персональных потребностей
Этюды о психотерапии. Часть 2. Осознание персональных потребностей

Этюды о психотерапии. Часть 2. Осознание персональных потребностей.

Название статьи, с которой я начинал, "Чем я занимаюсь когда говорю, что занимаюсь психотерапией", решил заменить на более ёмкое "Этюды о психотерапии". Напомню, что в данной статье пробую ответить на вопросы, "Что для меня психотерапия?", "Какие задачи преследую в процессе?», «Каким путем пытаюсь их реализовать?».

Итогом первой части, явилось то, что основной целью и средством терапии для меня являетсяосознаниеавторства своей жизни. То есть это такой комплексный процесс, исследования, обнаружения, переживания и присвоения своей персональной уникальности, во всем ее многообразии.

Если мы двинемся дальше в этих размышлениях, и зададимся вопросом, а что же нас ждет, после определения границ терапии, с чего начинается процесс осознания авторства своей жизни, реализации потенциала и преодоления жизненных сложностей? И для меня один из начальных процессов, которые я поддерживаю, это процесс осознания клиентом своих потребностей.

Казалось бы, задача очень простая. Мы все чего-то непрерывно хотим и можем вроде как легко сформулировать чего. Но не все так просто и личность по разным причинам может быть в ситуации, когда не может обнаружить чего же на самом деле хочет.

Вопрос, «что я хочу?» становиться часто тупиковым и вместо него формулируются идеи, что я ДОЛЖЕН сделать, что мне НУЖНО сделать, что я МОГУ сделать и т.д. В меру различных культурных устоев большой или малой социальной среды человек научается не замечать свои потребности, а скорее замечать свои обязательства. Приведу, простой пример, как вместо осознания своих желаний и потребностей может усиленно формироваться навык обнаруживать свои обязательства. Всем знакомая детская ситуация, когда мы учимся в школе и нас особо никто не спрашивает о том, хотим ли мы в данный момент находится в этом заведении, хотим ли изучать в данный момент эту науку, что нам больше интересно, а что меньше и т.д. За нас это все уже решено и нам только остается либо принимать эти правила игры и жить в согласии с системой, либо не принимать и находится в ситуации перманентного конфликта со средой. Думаю, уважаемый читатель может найти из жизни огромное количество примеров, когда вопрос, «чего я хочу?» особо никого не интересовал в его окружении. От чего мы в той или иной мере, научаемся не замечать, игнорировать свои потребности, тем самым терять нить жизни, ее авторство.

Также у человека, может возникать иллюзия, что реализацией какого-то действия или наличие какого-то объекта это уже является удовлетворением потребности, да и вообще реализацией смысла жизни. В попытке реализовать эту задачу могут быть брошены все возможные ресурсы, однако удовлетворение значимых потребностей так и не наступает. К примеру, человек может очень сильно вкладываться в зарабатывания денег все возможными путями, однако за получением желаемой суммы чувство удовлетворения часто не наступает, важные потребности остаются в тени, без должного внимания.

Плюс к этому, может возникать иллюзия, что удовлетворение какой-то потребности, возможно путем реализации какого-то определенного действия. Действительно, есть такого рода потребности, которые формируются путем реализации конкретного действия и они для этого наиболее подходящие. К примеру, у меня естьпотребностьво все, и она реализуется просто – сном. Однако есть такого рода потребности, которые не удовлетворяются каким-то одним способом, их удовлетворение это непрерывный комплексный (телесный, интеллектуальный, душевный) процесс. Остановлюсь на этом моменте поподробнее.

Именно осознание потребностей, которые не удовлетворяются единственным путем, на мой взгляд и являются одной из главных задач психотерапии. Именно они становятся наиболее трудно осознаваемыми для личности и соответственно трудно удовлетворимые. Существуют различные классификации потребностей, однако мне ближе всего классификация, «Динамической концепции личности» в гештальт-терапии Даниила Хломова [2. 52 стр.]. В соответствии с ней, цикл контакта личности со средой поддерживается последовательной сменой трех потребностей: безопасности (защищенности), привязанности (зависимости, связности) и манипулировании (свободном обращении, действии с другим объектом или субъектом). На мой взгляд, если очень грубо обобщить, то в эти потребности являются базовыми и в них включены множество «под-потребностей» (пришло на ум такое слово).

Удовлетворение этих потребностей поддерживают нашу здоровую жизнедеятельность, требует всевозможных усилий, а их неудовлетворение привносит в жизнь личности всевозможные сложности, в частности психологического характера. И повторюсь, для их удовлетворения, невозможно сделать какое-то одно действие, их нужно совершать множество и непрерывно. Допустим невозможно удовлетворить потребность в привязанности раз и навсегда, найдя себе супруга или родив ребенка. Даже с этими людьми, поддержание привязанности требует непрерывных усилий, плюс к этому круг отношенческих связей, часто бывает заметно шире. Поэтому именно на данных потребностях бывает, сосредоточен мой фокус внимания. Совместно с клиентом я пытаюсь обнаружить, о какой же фрустрированной потребности он мне сообщает. Процесс их легализации требует определенных усилий, порой довольно больших, по нескольким причинам.

Во-первых, осознания неудовлетворенности потребностей, предполагает осознание своей уязвимости, ранимости и даже бессилия. Чем более «сильная и независимая» личность, тем сложнее бывает встретиться с тем фактом, что он не всесильный, что некоторые потребности невозможно удовлетворить «силовым» путем, тренировкой, силой воли, мотивационной накачкой, позитивным мышлением и так далее и тому подобное, этого всего становится недостаточно. Важно бывает открыться своей уязвимости, замедленности, замечать свое телесные и чувственные проявления, рисковать быть в близости, затронутым, получающим признание.

Во-вторых, осознание своих потребностей предполагает несение ответственности за их удовлетворение. Личность встречается с фактом, что уже не будет возможности не замечать свои потребности или думать что их за него кто-то удовлетворит, так, как он того хочет. Произойдет встреча с тем, что нет «конечного спасителя», который придет и создаст для нас идеальные условия жизни. Придется вкладываться в свою жизнь и прилагать всевозможные усилия.

В-третьих, осознание своих потребностей, требует определенного времени, паузы, возможности присутствия в неопределенности. Нахождения в паузе, в неком бездействии, в современную эпоху огромная роскошь, которую «успешный» человек, «не должен» себе позволять не при каких обстоятельствах. Не должен, а придется, если он на самом хочет, осознать свои потребности и дальнейшем их удовлетворять.

Вот так, вроде бы, незатейливый процесс осознания своих персональных потребностей, становится «краеугольным камнем» развития терапевтического процесса. И в этом процессе есть один очень для меня важный нюанс, что осознание потребностей, осознание того как мы переживаем свою нуждаемость, как мы уже пытаемся их удовлетворить, зачастую становится более сложным процессом, чем дальнейший поиск формы их удовлетворения. Удовлетворение или совершение для этого каких-то действий, становится в таком случае намного более простым делом.

Спасибо за внимание. Продолжение следует.

Список использованных источников:
1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова Серия: Philosophy. Издательство: АСТ, 2004.
2. Хломов Даниил, Калитеевская Елена. Философия гештальт-подхода. Москва. 2008 год.

Живопись Дмитрий Лёвин, «Удачливый рыболов».



Габеев Константин
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти

Поделиться:


Рекомендуем Вам похожие статьи:


2018-08-09
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?