Детские страхи

 Многие родители задаются вопросом: нормально ли то, что ребенок чего-то боится? Когда можно справиться со страхом в «домашних условиях», а когда пора обращаться за психологической помощью к специалисту?

Каждый взрослый знает по себе — иногда мы чего-нибудь боимся: смены работы, самолетов, опозданий, важных переговоров и тд. Детские страхи, конечно же, отличатся от взрослых, например, если взрослый не боится темноты или пауков, то ребенок запросто может испугаться этого. Но суть здесь одна — и дети, и взрослые боятся.

Можно сказать, что наличие каких-либо страхов или опасений это некая норма. Страх — это своего рода предохранитель в нашей психике. Очень часто он помогает нам, выступая в роли инстинкта самосохранения. Опять же стоит помнить, что тревога — это одно из чувств, свойственных человеку. Мы не можем избежать его, сказав, что оно «плохое», человеку дан весь спектр чувств от условного плюса, до условного минуса. Но, здесь нужно сделать важную пометку — страх, или тревога до тех пор хороши, пока они не мешают нам жить.

Пример из жизни взрослых: вы приходите на важное собеседование, в этой ситуации уровень вашей оптимальной тревоги — это сигнал для психики: активизируйся! После этого «сигнала» все системы организма приходят в состояние собранности и концентрации. Таким образом, вы сможете показать себя на собеседовании с самой лучшей стороны — будете четки, внимательны и активны. Но, если уровень тревоги будет «зашкаливать» - вас ждет провал, собраться с мыслями будет трудно. То же самое можно сказать и про детские страхи. Они возникают у детей очень часто. Конечно же, нет, не было и не будет ни одного ребенка, хотя бы раз в жизни не испытавшего страх. Большинство из них исчезают сами по себе и не требуют особого вмешательства, не только специалистов, но и родителей. О каких-то страхах ребенка мамы и папы узнают только спустя много лет, когда сын или дочь вдруг вспомнит о них и решит рассказать. В целом, психика устроена таким образом, что большинство страхов «перевариваются» самостоятельно, без особых проблем. Но так бывает не всегда.

В первую очередь, речь идет о «длительных» страхах, то есть о тех, которые не исчезают через день, два, неделю или месяц. Они носят навязчивый характер. Ребенок плачет, напрочь отказывается что-либо делать, то с чем связан страх, например: спать в комнате один; купаться в реке, потому что вода грязная; гулять в парке, потому что там насекомые или играть с собакой, «потому что она кусается» и т.д. Страх в этом случае создает достаточно сильное напряжение, которое психика ребенка «переварить» не в состоянии, возникает срыв — истерики, слезы. Родителям в такой ситуации приходится не легко, многие из-за бессилия и непонимания начинают испробовать различные методы: уговоры, угрозы, но когда эти приемы не срабатывают мамы и папы срываются на детей, кричат, применяют физическую силу. Это, в свою очередь, еще сильнее усугубляет ситуацию и расшатывает и без того растревоженную психику ребенка.

Причин подобных страхов может быть множество, в каждом случае они индивидуальны и зависят от личности ребенка, личности родителей, обстановке в семье и т.д. Можно условно выделить самые распространенные причины:


1. Боится не ребенок — боится родитель. Ни для кого ни секрет, что эмоциональное состояние ребенка напрямую связано с состоянием родителей, в первую очередь с эмоциональным состоянием мамы. Страхи детей очень часто говорят о том, что неспокойна мама. Ребенок чувствует ее тревогу, для него мамино беспокойство определенный сигнал - «Здесь есть что-то опасное!», «Мне что-то угрожает». Есть категория тревожных мамочек, они боятся очень многого: в этом случае у ребенка появляется множество запретов: «Туда не ходи, упадешь», «Это не бери, оно грязное, заболеешь» и тд. Мама не готова психологически отпустить ребенка, дать ему вырасти, а он, в свою очередь, выполняет мамин бессознательный запрос и никуда от нее не отходит, даже тогда, когда она уже хочет этого. Жизнь ребенка превращается в сплошное «нельзя», мир воспринимается им как очень опасный, отсюда миллион страхов, парализующих активность ребенка. В этом случае, мама и папам важно начинать с себя. Такой уровень тревоги у родителей возникает ни с пустого места, чаще всего он прививается им также еще в родительской семье. Поэтому, если хотите помочь своему ребенку — работайте над собой. Читайте, анализируйте, меняйте стиль поведения, если не получается сделать это самостоятельно, обращайтесь к специалисту за психологической помощью.

2. Ребенок — зеркало семьи, его страх семью спасает. В семейной психологии есть такое понимание: семья — это система взаимосвязанных элементов, если в семье что-то происходит это отражается на всех ее членах. В первую очередь, на детях. Есть такое выражение: дети — это симптом семьи. Если в их состоянии что-то не так, корень необходимо искать в семье, в которой они растут. Очень часто детские страхи являются отражением того, что в семье есть скрытый конфликт. Взрослые что-то не выяснили между собой, не проговорили, отражаться это будет на ребенке. Как и в случае с психосоматикой, когда ребенок постоянно болеет, страхи могут скреплять семью. Например, брак трещит по швам и тут у ребенка появляется страх, во-первых, он отражает внутреннее семейное напряжение, во-вторых, спасает семью, родители переключаются со скандалов друг с другом на спасение ребенка, они водят его к врачам и психологам, и, чаще всего, не расторгают брак, боясь еще сильнее ухудшить психическое состояние малыша. В этом случае, как бы не странно это звучало, важно понять чем страх, имеющейся у ребенка помогает семье. Как и в первом случае родителям важно начать с себя, решив разногласия между собой.

3. Произошла фиксация на травмирующей ситуации. Например, ребенок стал свидетелем нападения на кого-либо собаки. Если она даже напала не конкретно на него, а на неподалеку стоящего человека. Или ребенок попал в ситуацию, где он мог утонуть, и теперь боится воды. В этом случае, конечно же, в первую очередь важна реакция родителей. Если даже они сами очень сильно испугались, нужно помочь ребенку справиться с его страхом: обнять, крепко прижать, проговорить ситуацию с описанием всех чувств, родитель может сказать, что он сам испугался, но все уже прошло. Ребенку нужно дать возможность высказать свои чувства, говорить о них столько, сколько потребуется. Если родители замечают, что страх закрепился и не исчез через некоторое время (1-1,5 мес.), у ребенка появились кошмарные сны, он постоянно говорит о случившемся, необходимо привлечь дополнительные техники: например, нарисовать страх, а потом его порвать, сжечь, или выкинуть, проговорив при этом, что теперь ребенок избавился от него. Можно придумать игру, где страх станет не страшным, например, собака будет доброй, облизывать ребенка и скакать перед ним. Можно страх слепить из пластилина, а потом сломать его, или придумать сказку про страх, где в конце ребенок отважно побеждает то, чего боится. Эти методы подходят и для более «легких» страхов, например страха темноты или «чудовищ». Если же справиться со страхами в «домашних условиях» не получается, важно не затягивать и обращаться за психологической помощью.

 

Вострикова Марина

Статья подготовлена