Что делать, если ребенок чего-то испугался?

Тема детских страхов очень популярна среди вопросов мам. Наверное, каждый ребенок чего-либо боялся когда-то или настороженно к чему-то относился. И поверьте, это нормально. Страх - такая же эмоция, как и другие, только нужно знать, как с ней правильно обращаться, и как помочь ребенку переживать страхи.

Так бывает, что никогда не знаешь, когда может появиться та или иная трудность у ребенка, когда и что именно может напугать. И порой сильное эмоциональное впечатление может пройти для ребёнка гладко и ровно, но в то же время, какая-то мелочь может впечатлить и оставить свой след в виде каких-то опасений или страхов у ребенка.

Давайте же разберёмся, что НУЖНО и НЕ НУЖНО делать, если ребенок испугался.

Давайте сначала рассмотрим то, что делать не стоит или НЕ НУЖНО:

  1. Заставлять ребенка ещё раз столкнуться с источником страха в надежде, то это поможет перестать бояться

Мне не раз мне приходилось слышать на консультациях, да и в жизни, на улицах и детских площадках, когда родители пытаются убедить ребенка в том, что то, чего он испугался, на самом деле, не страшно. От мам или пап, бабушек и дедушек легко услышать такие фразы: «Ну чего ты боишься эту собаку? Она же вообще не страшная. Посмотри, какая  хорошая, давай ее погладим. Пойдем к ней!» Родителям кажется, что это самая эффективная фраза, которая только может быть. Однако, для ребёнка – это дополнительный стресс, и переживание вновь эмоций страха, потому как для него собака страшная и менее страшной она быть не перестанет, тем более, если ее потрогать. Подобное поведение возможно, когда острые эмоции уже отошли, когда вы познакомились с собаками (или другими объектами) через рисунок, в мультфильмах и книгах. При этом вы видите, что ребенок практически успокоился, более спокойно относится к тому, чего боялся, и единственные переживания, которые есть - небольшая тревога. Тогда это можно делать, и то ненавязчиво, очень аккуратно, будто вновь знакомя малыша с чем-то новым.

  • Устраивать эстафету «клин клином выбивает»
  • Этот пункт тесно связан с предыдущим. И проявляется в том, что родители пытаются сознательно и длительно сталкивать ребенка с объектом страха, тем самым пытаясь показать, что все безопасно, а страх ребенок себе просто придумал. При этом, обычно ребенок кричит и плачет раз от раза не меньше, но родители свято верят в истину, что все пройдет. Для примера есть техники обучения плаванию в подобном стиле, под крики малышей и их нежелание соприкасаться с водой. И может быть даже, раз на десятый или двадцатый вы добьетесь спокойной реакции. Только какими путями она далась? Нужна ли она вам и тот стресс, который ребенок пережил? Ведь  есть гораздо более спокойный, благоприятный метод постепенного знакомства с водой.

  • Высмеивать страх ребенка в надежде, что это поможет.
  • Проявляется это в том, что родители рассказывают ребенку: "Тебе уже 5 лет, а ты боишься грозы! Как не стыдно! Все вокруг смеяться будут!" Это повышает тревогу ребёнка, которая подкрепляется не только ощущением того, что он не соответствует ожиданиям близкого человека, но и закрепляет переживание чувства стыда от собственных эмоций. А значит в будущем вызовет блокировку этих эмоций, и ребенок в более старшем возрасте вообще ничего не скажет вам о своих чувствах. Потому что оказывается бояться чего-то в принципе стыдно, да ещё и для мальчика или девочки его возраста. Оказывается, еще и возраст специальный существует, в котором можно бояться или нельзя?

  • Говорить фразы типа: «Ну что ты, он не страшный!» «Да что тут страшного?»
  • Это опять же про обесценивание чувств ребёнка, с одной стороны. И с другой  - про посыл ребенку ощущения, что то, что он на самом деле чувствует, не имеет под собой ничего основательного и важного. Попросту говоря - чувства его не важны. Только ребенку несмотря на посыл родителей о том, что безосновательного вроде бы ничего нет, менее страшно все равно не становится.

     

    Что делать НУЖНО:

    1. Быть рядом с ребёнком и помогать ему пережить свой страх

    Если ребенок сильно испугался, постарайтесь быть рядом с ним. По мере возможности. Потому что самое безопасное место, которое только может быть для ребёнка – это место рядом с его родителями. Только они обеспечивают безопасность и тепло. Конечно, и все близкие люди, которых ребенок считает родными, но родители в первую очередь.

  • Чувствовать своего ребёнка
  • Доверяйте своему ребенку. Если он говорит о своём страхе, верьте ему, и старайтесь это принимать. Если он пока не говорит, но вы видите, что какой-то предмет или объект вызывает тревогу, уберите его временно из зоны видимости, временно не сталкиваетесь с ним. Через какое-то время можно продолжить мягкие попытки контакта.

  • Переживать страх ВМЕСТЕ, оказывая поддержку и помощь своему ребенку.
  • Используйте мягкие методы: рисуйте вместе, проигрывайте страхи, говорите о них в сказочной форме и рассказывайте сказки. Или просто наблюдайте за тем, как это делает ребенок, в нужный момент поддерживая и помогая.

  • Знакомить ребенка с миром, лишь ненавязчиво касаясь темы страха и показывая безопасность мира.
  • Продолжайте наблюдать вместе с ребенком за окружающим миром, знакомится с ним, говорить о нем, что-то смотреть, объяснять, говорить о его причинах и связях. Можете ненавязчиво затронуть здесь и тему страха, однако, если вы видите напряжение ребёнка, не давите слишком сильно, не говорите об этом много, и не задавайте вопросов : «Боишься ли ты?» Возможно меньше внимания к этой теме само собой сгладит переживание страха, и он сойдёт на нет на фоне общей безопасности.

  • Не меняйте резко обстановку и обстоятельства для ребёнка
  • Если ребенок чего-то сильно испугался, не стоит сразу создавать для него новые условия или окунать ребенка в них. Не стоит   планировать переездов в это время и сознательно создавать поездки в незнакомые места с той лишь целью, чтобы ребенок переключился. Неизведанность и новый опыт на фоне старого, напугавшего. тоже могут вызвать тревогу, и тогда факторов, которые волнуют, станет только больше . Факторов общей настороженности и ощущения, что должно произойти что-то плохое.

  • Принимайте чувства ребенка.
  • Простыми фразами подобного типа:

    "Да, ты боишься, и это нормально. Многие боятся этого. Папа в детстве тоже боялся."

    "Да, я тебя понимаю. Я тоже боюсь чего-то."

    "Я всегда рядом. Я помогу тебе справиться."

     

  • Делитесь своими страхами.
  • Рассказывайте ребенку о том, чего вы боялись в детстве, как вы с этим справились, что вам помогло. Будьте открыты. Приводите примеры, рассказывайте истории. Поделитесь с ребёнком тем, чего боитесь сейчас. Это покажет ему, что вы тоже живой человек и можете чего-то бояться. Что если чего-то боялась или боится мама, значит ему тоже вполне нормально чувствовать подобное.  Говорите, рассуждайте, поддерживайте живой диалог. Это самый главный способ наладить контакт с ребенком и помочь ему проговорить то, чего он так боится.

     

    Доверяйте своим детям! Чувствуйте их! Будьте рядом и поддерживайте! И тогда с любыми страхами можно справиться мягко и постепенно!

     

    С наилучшими пожеланиями бережного переживания страхов, детский психолог Оксана Грачёва

    Статья подготовлена

    Впервые на сайте