NLP – закат или крах?

NLP – закат или крах?

Что я хочу сказать таким вопросом, почему я считаю, что лучшие времена такого большого явления, как НЛП прошли?

Начну всё же несколько издалека…

Что такое НЛП?

На этот вопрос многие причастные и непричастные люди дают разные ответы, подчас сами не понимая того, о чём их спрашивают. Да, действительно дать классификацию данного явления, которое охватывает много чего сразу, и, кажется, что, по сути, оно ни к чему не привязано… Можно сказать что НЛП – это инструментарий, призванный обеспечить высокоэффективную коммуникацию между НЛП-ером и другими людьми, а так же инструментарий по самоуправлению. Однако, изучив историю НЛП, становится понятно, что чисто своего инструментария, у него нет. Всё что есть, является заёмным опытом или из других направлений, занимающихся коммуникацией (практической психологии), или выделенным опытом отдельных гениальных личностей. Чисто своего у НЛП есть только набор терминов, создающих собственное смысловое поле. Да, выделение и компиляция различного удачного опыта, эффективных стратегий, позволило НЛП выделиться как отдельное самостоятельное явление, развиться и занять своё место на рынке околопсихологического предложения. Но всё это создало разве что основу, «скелет» данного явления, «мясом» же является система обучения и практики.

И вот тут мы подходим к первому фундаментальному «камню», то есть к системе гарантий того, что прошедшие обучение люди получили работоспособные навыки, то есть к системе сертификации. Само по себе явление сертификации весьма продуктивно, ибо по своей первоначальной задумке, на неё возложена функция обеспечения гарантии качества и ответственности. Плюс она призвана защитить само явление и людей к нему причастных от излишней конкуренции со стороны близкородственного предложения, дополнительно формируя пирамиду наследования опыта и репутации. И когда-то давно всё это действительно работало. Сертификация позволяла прошедшим курсы обучения заявлять о себе, как имеющим непосредственную причастность к известному и раскрученному брэнду. А так же гарантировать своим потенциальным клиентам то, что их деятельность по отношению к ним будет эффективной и конструктивной.

Но время шло, и количество причастных к НЛП многократно выросло. Так же выросло количество тех, кто имеет право выдавать собственные сертификаты о прохождении обучения у них в рамках данной парадигмы. Однако в этом случае, количество совсем не обеспечило качества. Само явление стало коммерческим, когда для получения прибыли требуется скорее массовость, нежели качество конечного результата. И всё это породило такое явление как «девальвация сертификатов». Теперь сам сертификат уже ничего не может гарантировать из того, что в нем написано, ибо люди, имеющие одинаковые сертификаты имеют весьма разный опыт и навыки. Теперь клиенты вынуждены сами разбираться в особенностях системы сертификации, а так же в репутации тех, кто их выдал. Сертификация, по сути, сейчас перестала что-либо значить вообще, утратив свои первоначальные функции, ибо НЛП-еров с сертификатами много, а тех, кто реально способен качественно работать по данной системе крайне мало.

Вторым фундаментальным камнем, лежащим в основе НЛП, является отсутствие какой-либо философии и единой парадигмы.

В момент зарождения и освоения рынка данное явление было очень перспективным и эффективным, оно позволило войти не альтернативным предложением к уже имеющимся, а дополнительным. В результате любой психолог из любой школы мог освоить НЛП как дополнительное средство, обеспечивающее дополнительную эффективность его работы с клиентами, в рамках собственной парадигмы.

Но это заложило мину с часовым механизмом под само явление НЛП. Ибо такое «рафинированное» (очищенное от философии) явление может легко принимать «цвет» той парадигмы, в рамках которой его будут применять, теряя свою индивидуальность и целостность. В результате, рано или поздно, когда сам брэнд «НЛП» ещё более ослабеет, и появится более целостная философия и психологическая парадигма, чем имеется сейчас, всё то, что было наработано и накоплено в рамках данной парадигмы будет передано тому, кто окажется более гибким и целостным. Само же явление НЛП при этом может просто исчезнуть, вымереть, как когда-то вымерли мамонты. Что самое интересное, всё это уже совсем не за горами, и основная тенденция к будущему вымиранию уже вполне определилась.

Следующим принципиальным явлением в НЛП идёт система обучения.

Она является достаточно специфичной, с точки зрения естественной динамики усвоения нового опыта людьми и раньше была подстроена под систему сертификации. Как изначальное желание создателей, сделать преподавание НЛП максимально эффективным, эффект этой «эффективности» стал достигаться за счёт сокращения времени преподавания. Если во многих школах практической психологии, обучение может занимать несколько лет и многие сотни учебных часов, то в НЛП обучение разбито на достаточно короткие курсы-ступени. За время проведения этих курсов необходимые навыки просто не могут быть адекватно восприняты, так как скорость обучения превышает естественную скорость усвоения. На самих курсах обычно даются базовые упражнения, призванные развить необходимые навыки, а для получения реального опыта ученикам предлагается отрабатывать их самостоятельно, в личное время. Возможно, для отработки объединяться в самостоятельные группы. Некоторые так и делают, и достигают закрепления результата, но так поступают не все, наивно полагая, что полученного на самом курсе должно быть достаточно. Иногда тренер за счёт своей индивидуальной харизмы может инициализировать у учеников так называемый «импринтивный» способ научения, который позволяет обучаться очень быстро, снимая критичность при восприятии информации. Тогда тренер как бы «загружает» в учеников часть себя в виде своих навыков и части своего опыта. Но такой подход к обучению не является технологичным, как и все чудеса, он не передаётся через методички, его нельзя вписать в сертификат, он требует только личного контакта и высокого уровня собственного развития тренера. Но именно последним не обладают многие из тех, кто имеет официальное право преподавать НЛП. Именно этим отчасти объясняется необходимость выбора «сильного» тренера или школы для себя, если хочется реально овладеть НЛП. Изначально методика преподавания была, как раз рассчитана на сильных харизматичных тренеров, способных обходить за счёт своей силы естественные психологические защиты учеников. Но трансляция дальше выявило множество недостатков такого подхода к обучению, в число которых входило то, что ученики, прошедшие курс у такого тренера часто становились его «плохой копией», не создав своего внутреннего оригинала. А дальше, через механизм создания копий с «копий» получалась заметная потеря качества. Данный вопрос усугубляется, чем дальше, тем больше, отчасти именно он вносит существенную часть в «девальвацию сертификатов». Изменение же технологии преподавания, внесение в неё чего-либо стороннего, особенно сторонней философии, делает так, что полученное в итоге уже является самостоятельным сторонним направлением, отчасти к НЛП уже и не относящемся.

Далее можно рассмотреть такое явление НЛП - как психотерапия.

Собственно с чего всё это и начиналось. Изначально НЛП было призвано «клонировать» технологию гениальных психотерапевтов, таких как Милтон Эриксон и Вирджиния Сатир. И основной расчёт был именно на сферу психотерапии. Изначально система предназначалась уже сформированным психологам, имеющим соответствующее образование, что бы улучшить свою работу. И это действительно поначалу принесло свои плоды, было весьма эффективным. Но создание на базе НЛП коммерческой системы потребовало массовости, а в большом количестве психотерапевты просто не нужны. И в НЛП пошел сторонний народ, который просто желал овладеть высокоэффективными методами манипуляций. Многие, из прошедших курсы обучения позже шли получать психологическое образование и находили себя как НЛП психотерапевты. Но со временем их становилось всё больше, а рынок психотерапевтических услуг достаточно ограничен. Плюс, в отличие от многих методов психотерапии, НЛП оказывалось гораздо эффективнее в плане временных и финансовых затрат со стороны клиентов. С помощью достаточно простой технологии многие психологические проблемы решались за один два сеанса, когда в других школах на это требовались месяцы, а то и годы. Если к психоаналитикам клиенты ходят годами, постоянно кормя их, то НЛП психотерапевтам обращаются только в случае реального возникновения проблем. И для того, что бы терапевту хорошо жить с гонораров за НЛП терапию, требуется гораздо больше клиентов, чем в случае психоанализа, да и других методов психотерапии то же. Всё это в купе с массовым преподаванием НЛП породило жуткую конкуренцию на рынке психологических услуг, в результате чего многие психологи остались не у дел, и были вынуждены искать другие сферы для своей деятельности. Многие НЛП-еры или переквалифицировались или перестали применять эффективные технологии в своей практике, отчасти используя их против своих клиентов с целью заработка на них. Это не осталось незамеченным и послужило тому, что общественная репутация НЛП психотерапии и НЛП психотерапевтов оказалась «подмоченной». Даже сейчас многие имеющие дополнительное НЛП образование терапевты предпочитают об этом лишний раз не распространяться. В итоге получилось так, что НЛП практически подпилило сук, на котором изначально сидело, и было вынуждено искать другие.

Так как в НЛП были найдены и собраны вместе эффективные методы манипуляции другими людьми, этим явлением заинтересовались люди бизнеса. НЛП открыло для себя в бизнесе новую нишу и новый рынок. И по началу это было действительно здорово. Те, кто владел НЛП, получали по отношению к тем, кто не владел конкурентные преимущества, особенно в плане проведения переговоров, заключения сделок. В результате из НЛП была создана чрезвычайно эффективная система технологичного обмана. Но конкуренция на рынке в результате привела к тому, что у других игроков на нём выработались защитные схемы, которые уже не позволяли НЛП-ерам получать дополнительную прибыль со своих навыков. В дополнение к этому развилась система доступности информации, и стало очень сложным получить какие-либо преимущества в бизнесе, манипулируя человеческим сознанием своих партнёров во время переговоров. Экономика победила психологию и психотехники. Более того, сейчас если кто-либо во время переговоров начнёт использовать известные техники из арсенала НЛП, то к нему будет сразу снижено доверие и применён особый фильтр. В результате всего этого успех НЛП в бизнесе был временным, оно своё уже отыграло практически везде, кроме развивающихся или перестраивающихся рынков, коих в мире совсем мало. Именно во время всяких перестроек, когда одна общественная формация сменяет другую, эффективные манипуляторы получают заме

Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти
2017-07-14
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (psychologos Психологос)

Что интересного на портале?