Любовь проходит...
Тик-так, тик-так...
В этой статье мы рассмотрим 5 причин, из-за которых проходит любовь. Любовь, влюбленность, страсть, - в общем, все феномены сексуально-романтического характера.
Итак, почему проходит любовь?
1. Идеализация и проекция
Во-первых, потому, что она всегда, в той или иной мере, начинается с идеализации и проекции.
Проекция – это психологический процесс, в результате которого человек приписывает кому-то собственные мысли, чувства, черты характера и пр. Впервые проекция была описана З. Фрейдом как механизм психологической защиты, позволяющий человеку считать неприемлемые для него чувства, желания, мотивы, - чужими.
В психодиагностике механизм проекции используется в проективных методиках (например, тест Роршаха). При этом испытуемому предъявляется неопределенный по содержанию стимульный материал, который ему предлагается интерпретировать, т.е., по сути, приписать стимулу смысл и значение. И то, что испытуемый приписывает стимулу, определяется особенностями его личности, т.е. проецируется в ответах.
Если рассмотреть процесс зарождения влюбленности, он во многом напоминает проекцию. Другой человек, объект влюбленности, по каким-либо причинам привлекает внимание. При этом изначально информации об объекте, как правило, мало. Информация о нем носит отрывочный, иногда противоречивый характер. И эта информационная неопределенность открывает возможность для проекции.
Тот, кто влюбляется, приписывает объекту любви собственные представления об идеальном возлюбленном. И при этом он находит иллюзорные «подтверждения» своим проекциям в той информации об объекте, которая ему доступна.
Например: объект любви пишет стихи, относительно посредственной художественной ценности. Причем пишет их довольно редко, под настроение: в среднем 1 стихотворение из 5 строф каждые 2 месяца. И рифма заметно «прихрамывает».
Однако влюбленный на основе того факта, что «любимый пишет стихи», делает далеко идущие выводы о его богатом внутреннем мире (непонятно, правда, в какие единицах измерять это «богатство»), о стремлении к прекрасному, творческой одаренности… А дальше он переходит к этическим качествам объекта любви, и может приписать ему любые добродетели. Ведь «поэт не способен на подлость!» (Ха-ха! Бывает, что еще как способен!)
Влюбленный начинает обращать пристальное внимание на объект, постоянно о нём думает, выискивая всё новые и новые детали, которые позволят думать об объекте еще лучше. В общем, происходит нарастающая идеализация объекта любви. По сути – конструирование объекта, имеющего весьма слабое отношение к реальности.
В результате нарастающей идеализации интенсивность чувств растёт, влюбленность усиливается.
А что же потом?
Если возникает ответная симпатия, люди сближаются. Объект влюбленности, в свою очередь, тоже проецирует что-то своё на того, кто в него влюбился.
Отношения развиваются. С течением времени люди всё лучше узнают друг друга. И у них «открываются глаза». Оказывается, тот, в кого они влюбились, не такой, каким они его себе представляли. Иллюзии, порожденные проекцией, рушатся, объект перестает восприниматься как идеальный, а вместе с этим угасают чувства.
2. Эффект ореола
Во-вторых, на действие проекции наслаивается так называемый «эффект ореола».
Суть его состоит в том, что если объект влюбленности умудрился произвести благоприятное впечатление (например, неземной красотой или непомерной крутизной и мужественностью), то влюбленный может приписывать объекту другие положительные качества. Которых, на самом деле, может и не быть.
Отличным примером является собеседование. Если кандидат пришел в строгом костюме, у него правильная речь и приятная улыбка, работодатель может на основании этих наблюдений приписать ему наличие профессионально важных качеств. А потом разочароваться.
В Америке, штат Техас, есть поговорка: «Большое сомбреро, но не стадо».
Так что стоит всегда помнить об эффекте ореола. По сути, он усиливает действие механизма проекции.
3. Отключение критичности
В-третьих, в человеке на генетическом уровне заложена программа отключения критичности восприятия объекта полового влечения. Об этом пишут некоторые авторы-этологи. Отключение критичности восприятия позволяет не замечать недостатки объекта, которые могут вызвать негативное отношение и помешать спариванию. А спаривание необходимо для сохранения вида.
Пример: по уши влюблённую в местного хулигана Машу пытается образумить вся родня. «Ты подумай, он же без пяти минут уголовник! Ребенка одна воспитывать будешь!» Однако влюблённая Маша слышать ничего не хочет, потому что её милый – самый смелый, сильный, мужественный, и одной левой из Бэтмена завяжет морской узел. А еще у него крутой мотоцикл. Вот.
Отключение критичности продолжается год-полтора. Этого достаточно, чтобы произошло спаривание, и появилось потомство. А потом критичность включается снова. И у Маши «открываются глаза». А дальше – как в варианте с проекцией.
4. Неосознанность критериев
В-четвертых, у каждого человека есть критерии, с помощью которых он выбирает объект любви.
Критерии эти в полной мере никогда не осознаются. Возможно, потому, что их много. Обычно человек осознает несколько критериев (хорошо, если штук 10-15), остальные погребены в пучине его бессознательного.
Маленькая ремарка: откуда берутся эти критерии? Мне кажется, что во многом они определяются личностью родителя противоположного пола. Существует даже стереотип, согласно которому девушки ищут мужа, похожего на отца.
И, действительно, откуда ребенку еще брать критерии, кроме как «списывать» их с родителя? Других источников критериев сначала просто нет. Правда, потом они появляются. И на первый план выходит кинематограф и телевидение. Они показывают образы «настоящих» мужчин и женщин. Образы, которые двигаются, разговаривают, в общем, выглядят прямо как живые. Это еще один источник критериев.
Могут быть и другие источники: случайный человек, оказавший сильное впечатление, книга, оказавшая сильное эмоциональное воздействие… В результате у человека формируется критериальный ряд, т.е. ряд качеств, которыми должен обладать объект любви.
Разберем пример воображаемой девушки.
Допустим, критериальный ряд такой: заботливый, добычливый (хорошо зарабатывает), надежный, послушный, нежный, постоянный, авантюрный, страстный, смелый. При этом, первые 6 критериев осознаются, а последние 3 – нет, или считаются не слишком важными.
Воображаемая девушка находит объект, удовлетворяющий первым шести критериям (тем, которые осознаёт). Мужчину, который хорошо зарабатывает и заботится о ней, который надежен, постоянен и послушен (т.е. она может на него влиять). Она «влюбляется» и выходит замуж. И первое время всё чудесно, и она вроде бы «счастлива».
А потом приходит скука. Заботливый, нежный, старающийся для неё муж начинает казаться ей слабаком и подкаблучником. И начинает хотеться чего-то другого, другого мужчины, с «огоньком в глазах», рискового и драйвового, от приключений с которым захватывает дух.
Почему? Аналогия проста. Когда человек голоден, он думает только о еде. А когда покушает, мысли о пище проходят, и человек начинает думать о другом. Например, как бы развлечься. «Хлеба и зрелищ!», - именно этими словами древнеримский поэт Ювенал описал устремления народа.
И вполне может случиться так, что наша воображаемая девушка, первые 6 критериев которой удовлетворены, начнет воспринимать соответствующие качества мужа как сами собой разумеющиеся. Она просто перестанет их замечать, и считать какими то особенными достоинствами. Говоря языком учебника психологии, произойдет отрицательная адаптация, т.е. ослабление чувствительности к постоянно повторяющемуся стимулу (поведению мужа, соответствующему первым 6 критериям).
Нашей воображаемой дамочке начинает чего-то не хватать. А именно: мужчины, который соответствовал бы трем оставшимся (ранее не осознаваемым) критериям: авантюрный, страстный, смелый. Она начинает неосознанно искать подходящий объект: какого-нибудь задиристого гиперсексуального байкера. Кто ищет – тот всегда найдет. Воображаемая дамочка влюбляется в новый объект, а любовь к мужу, естественно, проходит.
Мы рассмотрели пример с воображаемой дамочкой, при этом, всё сказанное справедливо и для воображаемого мужчины.
5. Накопление негатива
И, наконец, в-пятых: как бы люди ни подходили друг другу, между ними всегда будут противоречия. Что-то в поведении одного человека будет вызывать у другого дискомфорт.
Хорошо, если супруги стараются взаимно подстроиться друг к другу, воздерживаться от того, что неприятно другому. Однако, чаще люди «закрывают глаза» и терпят.
В итоге накапливаются негативные эмоции (обида, злость, раздражение), которые приводят к прекращению любви.
Итак, можно выделить 5 причин прекращения любви.
- Идеализация объекта посредством проекции.
- Эффект ореола.
- Временное отключение критичности восприятия объекта полового влечения.
- Неосознанность (точнее, не полная осознанность) критериев выбора объекта любви.
- Накопление негативных эмоций.
Желаю вам, дорогие читатели, миновать все перечисленные ловушки, и пусть ваша любовь продолжается долго.
В идеале – вечно.
Оригинал статьи опубликован на сайте tukmakov.ru